Авторитет Союза вырос

Новости морского транспорта

В конце года в Санкт-Петербурге состоялось годовое отчетное собрание Северо-Западного филиала СОРОССа. Собравшиеся обсудили состояние дел и вопросы, выдвигаемые на обсуждение на годовом собрании Союза российских судовладельцев, которое состоится в Москве 29 января с.г. Как отметил президент СОРОССа Михаил Романовский, «кризис мы более-менее уверенно прошли, и уже можно отметить хоть небольшой, но прирост в объемах перевозок».

Работа дирекции Северо-Западного филиала в 2009 году велась по нескольким направлениям:корректировке нормативно-правовой базы, содействию в решении оперативных вопросов, возникающих у членов Союза в ходе их производственной деятельности, а также по укреплению и развитию связей Союза с органами законодательной и исполнительной власти.

Основным направлением деятельности было участие в разработках проектов законов в рамках реализации положений национальной морской политики, утвержденных в Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года, Рекомендаций Морской коллегии при Правительстве РФ.

Необходимо отметить и работу по формированию нормативно-правовой базы для защиты интересов российских судовладельцев и создания условий для нормального функционирования и развития отечественного флота.

В сфере деятельности СЗ филиала находились разработка, согласование и сопровождение нормативно-правовых актов и законов:

«Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;

«Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации»;

«О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне Российской Федерации»;

«Об организации страхового дела в Российской Федерации»;

«Устав о дисциплине работников морского транспорта»;

«Таможенный кодекс Российской Федерации» (в части режима работы таможенных органов, оформления контейнеров, припасов, оборудования и т.д.) и другие.

За прошедший период продолжали наблюдение за тарифами портовых сборов с судов в морских портах Северо-Западного региона, проблемные вопросы обсуждались совместно с Ассоциацией морских агентов.

Секцией СЗФ СОРОССа по социальным вопросам и экономики проведена большая работа по подготовке к ратификации Конвенции 2006 г. о труде в морском судоходстве. Подготовлены конкретные предложения в нормативно-правовую базу по охране труда на морском транспорте.

Эксперты СЗФ СОРОССа участвовали в разработке Положения о дипломировании членов экипажей морских судов, а также Положения о порядке и сроках проведения аттестации должностных лиц, осуществляющих контроль по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды.

Продолжалась работа по пропаганде положений Российского международного реестра судов.

Рассматривались проекты приказов Министерства транспорта, например такие, как «Об утверждении общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним», «Об утверждении Положения о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами» и др.

Совместно с Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации (Северо-Западный филиал) (Росграница) при участии ЦНИИ морского флота, ЗАО «Морские компьютерные системы», компании «Морской экспресс» и заинтересованными судоходными компаниями начали проводить исследования по вопросам сокращения времени оформления приходов/отходов судов и оптимизации обработки их в пунктах пропуска Большого порта Санкт-Петербург и Ленинградской области, а также внедрение интегрированной информационной системы (как эксперимент, в порту Усть-Луга). Этот вопрос слушался на заседаниях соответствующих комиссий Законодательного собрания Санкт-Петербурга и нашел определенную поддержку.

Представители СОРОССа принимали участие в форумах, круглых столах, конференциях, рабочих группах, экспертных советах, координационных советах, проводимых Министерством транспорта, Торгово-промышленной палатой Санкт-Петербурга, Союзом транспортников РФ и смежными союзами и ассоциациями. Активность члены Союза проявили в работе Морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга.

В сентябре во время работы выставки «Нева-2009» с большим интересом прошел круглый стол, организованный газетой «Морские вести России» и Союзом российских судовладельцев при поддержке СЗФ СОРОССа по теме «Отечественная грузовая база – отечественным перевозчикам как стратегическая составляющая развития национального торгового флота».

По итогам работы участники круглого стола приняли обращение к Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину.

Вместе с тем, несмотря на определенные успехи в области защиты интересов судовладельцев и организаций, обеспечивающих деятельность судоходных компаний, не все задачи решены. Так, например, в пунктах пропуска Северо-Западного региона и Большого порта Санкт-Петербург, да и в других портах Российской Федерации не решена задача создания единой системы государственного контроля судозаходов, движения грузов, опасных грузов и пассажиров, т.е. не упрощен регламент оформления судов в морских портах. Существенным недостатком в организации пропуска транспортных средств, а также одной из причин, влияющих на непроизводительные простои судов, является то, что каждая из контрольных служб использует собственные автоматизированные информационные системы, не связанные в единое информационное пространство, что увеличивает продолжительность оформления приходов/отходов судов.

Также Федеральная таможенная служба не использует механизм предварительного информирования, т.е. механизм, который успешно работает в других странах. Механизм позволяет определять риски нарушения таможенного законодательства и минимально достаточные формы таможенного контроля до перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу на основе информации о товарах и транспортных средствах, получаемой для таможенных целей от перевозчиков. Данная система позволяет совмещать грузовые и таможенные операции. Как результат бездействия данной системы, планирование погрузо-разгрузочных работ на судах в портах России производится не в зависимости от времени подхода судов в порт или готовности судна выйти из порта, а в зависимости от готовности тех или иных государственных чиновников произвести контрольные действия. Т.е. начинает действовать человеческий фактор, и всегда находятся оправдания многочасовым задержкам.

Оформление отхода российских судов в Большом порту Санкт-Петербург занимает 14 часов.

Несмотря на определенные усилия, нет прозрачности в тарифных ставках портовых сборов с судов. Мало того, периодически появляются новые поборы. Так, например, в июне 2009 года все морские агенты получили уведомления, согласно которому ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» ввело обязательную плату за услугу по установлению и заправке дезинфекционных барьеров (дезинфекционных матов) на причальных сооружениях в размере 9,35 USD в сутки за один дезинфекционный барьер. Тем самым морской порт нарушает положение об обязательствах Российской Федерации по оборудованию морских пунктов пропуска через государственную границу (часть 2 статьи 12 Закона РФ от 01.04.1993 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», в том числе и по проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий (п. 4.10 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.4.2318-08 «Санитарная охрана территории Российской Федерации»).

Существует еще одна проблема, которая весьма затрудняет проход на суда, стоящие в Большом порту Санкт-Петербург. На территории Большого порта Санкт-Петербург находится множество структурных формирований, которые имеют различную форму собственности. Поэтому внутри границ порта находится несколько пунктов пропуска, включая не только морские пункты пропуска, но и железнодорожные и автомобильные. Как следствие, это приводит к расширению штатов органов контроля внутри порта и усложняет контрольные операции при оформлении судозаходов. Другими словами, ведет к созданию дополнительных бюрократических барьеров для участников транспортного процесса в портах.

Практически не решена проблема кредитования и инвестиционного финансирования небольших отечественных судоходных компаний российскими банками: ни одна компания не получила кредитов. Причем ни один банк, в который обращались компании, официального отказа не дал…

Из вышеперечисленных проблем вытекают задачи перспективной деятельности, и сообща будем планомерно продвигаться к их решению.

Авторитет Союза российских судовладельцев вырос. Об этом свидетельствует тот факт, что эксперты Союза и представители компаний – членов СОРОССа являются членами многих общественных формирований и принимают участие в работе законодательной и исполнительной власти Санкт-Петербурга.

Владимир ЗУБКОВ, заместитель директора СЗФ СОРОССа

Похожие публикации

Ваш отзыв