Бизнес обеспокоен нарушением антимонопольного законодательства

Новости морского транспорта

За последние 10 лет в порту Новороссийск сложился довольно стабильный и эффективно работающий бункеровочный рынок, который успешно конкурирует с аналогичными рынками других черноморских портов. Только за период с 2002 года объем переваленного бункера увеличился почти в 5 раз, а количествобункеровочных операций – в 14 раз. Постоянно совершенствуются технология и качество оказываемых бункеровочных услуг. Совершенно прекращена, к примеру, когда-то распространенная практика бункеровки судов с автоцистерн, сопровождавшаяся грубыми нарушениями противопожарных и экологических норм.

Однако именно вопрос предоставления бункеровочных услуг в Новороссийском порту стал предметом серьезного обсуждения на совещании по проблемам повышения эффективности работы морского транспорта, которое провел в Новороссийске Заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский.

Владимир МЕЛАНИН, Новороссийск

ФАКТЫ И РЕШЕНИЯ

Сегодня бункеровочные услуги в порту Новороссийск предоставляются исключительно специализированными судами-бункеровщиками, соответствующими всем международным и национальным требованиям, на специализированных терминалах. Как отметил принимавший участие в совещании капитан морского порта Новороссийск Владимир Ерыгин, в порту выработан порядок, основанный на требованиях международных и национальных нормативных документов.

Речь идет о том, что включение судна-бункеровщика в суточный план швартовных работ для бункеровки судна, стоящего у причала нефтеналивного терминала, должно осуществляться только при наличии согласования на такую постановку от оператора нефтетерминала. Причина этого требования проста – необходимость остановки налива нефтепродуктов и проведение операций с боновыми заграждениями перед швартовкой бункеровщика. Этот порядок определен международным руководством по безопасности для нефтяных танкеров и терминалов (ISGOTT, главы 15.1, 16,2). Он установлен в «Общих правилах плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации…» (Приказ Минтранса России 140, п.96), а также отражен в технологическом регламенте «О порядке обработки наливных судов на нефтетерминале Шесхарис» (п.5.9) и в Сборнике обязательных распоряжений по морскому торговому порту Новороссийск (п.4.8.11).

Однако, начиная с июня прошлого года, рядом бункеровочных компаний, таких как ООО «Трансбункер-Ново», «Эра», «Транс Ойл Сервис» и «Балт-Марин», была предпринята попытка нарушения установленного порядка. В адрес капитана морского порта Новороссийск неоднократно поступали заявки на включение в график движения и расстановки судов в порту судов-бункеровщиков для бункеровки судов у причалов нефтегавани Шесхарис. При этом по каждой из запрашиваемых бункеровок оператор нефтетерминала возможность операции не подтверждал. АМП Новороссийск была вынуждена вынести этот вопрос на рассмотрение в Министерстве транспорта РФ и в Федеральном агентстве морского и речного транспорта.

По результатам этого рассмотрения Минтранс России (письмо от 29.12.2010 г. ОВ-22/15017) и Федеральное агентство морского и речного транспорта (письмо от 27.12.2010 г. ИЗ-27/12682) указали на обоснованность требований Капитана морского порта Новороссийск и на необходимость получения согласования планируемой бункеровочной операции с оператором нефтетерминала, что определено вышеуказанными нормативными документами.

27 декабря 2010 года, руководствуясь статьей 12 Федерального закона «О морских портах в РФ», в целях определения безопасности и допустимости проведения бункеровочной операции капитаном морского порта Новороссийск было издано распоряжение ВЕ-202-р, в котором оговорен порядок включения судна-бункеровщика в график движения и расстановки судов для выполнения бункеровки судна, стоящего у причала нефтетерминала, в том числе и необходимость согласования планируемой бункеровочной операции с оператором нефтетерминала.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15 февраля 2011 года бункеровочной компании «Эра» было отказано в удовлетворении заявленных исковых требований о признании незаконными действий Капитана морского порта Новороссийск, выразившихся в требовании согласования бункеровочной операции с оператором нефтетерминала ОАО «НМТП».

ЗАКОН ИЛИ ИСПОЛНЯЙ, ИЛИ ПЕРЕПИСЫВАЙ

Между тем, не только компания «Эра», но и другие бункеровочные компании, работающие в Новороссийском порту, вынесли свои претензии на совещание с участием заместителя министра транспорта Виктора Олерского и попытались объяснить свою позицию.

Как рассказала юрист ООО «Эра» Ольга Степанова, ситуация здесь очень даже неоднозначная. До декабря 2010 года все бункеровочные компании порта действовали на основании договора с ОАО «ИПП», которое снабжало их бункерным топливом. Но 2 декабря ОАО «ИПП» неожиданно направляет в адрес всех бункеровочных компаний (а их в порту 7) письма-уведомления о расторжении ранее действовавших договоров. На запросы компаний последовал уклончивый ответ – будто бы грядет реконструкция пристани 4, к тому же это связано еще и с недостаточностью резервуарного парка, и с усилением таможенного контроля, и вообще с экономической целесообразностью.

Тогда бункеровочные компании принимают совместное обращение к ОАО «ИПП», в котором указывают на необоснованность доводов в пользу одностороннего расторжения договоров и на нарушение антимонопольного законодательства действиями субъекта естественной монополии.

С подобным заявлением ущемленные в своих правах компании обратились в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). И лишь после этого (2 февраля 2011 г.) ОАО «ИПП» помещает в местной городской газете «Новороссийский рабочий» объявление о проведении тендера по выбору компаний на оказание ОАО «ИПП» услуг по перевалке бункерного топлива на его терминале.

– Данное объявление вызвало у нас недоумение, – рассказывает Ольга Степанова. – Поскольку впервые в практике проведения тендеров продавец услуги объявляет конкурс среди покупателей этой услуги. Еще более странным было обязательное условие для участия в конкурсе, которое выставило ОАО «ИПП», а именно – сообщить объем перевалки топлива, который мы намереваемся осуществить, условия оплаты и сведения о штрафных санкциях.

И все же руководство ООО «Эра» (несмотря на коммерческую тайну) раскрыло требуемую информацию, в которой сообщалось о возможностях перевалки 600 тыс. тонн в год и о 100-процентной предоплате, не отступив от условий техзадания по тендеру. Однако ответом ОАО «ИПП» было: «ОАО «ИПП» сообщает о своем решении отклонить оферту ООО «Эра» по причине предложенного ею меньшего гарантированного объема перевалки нефтепродуктов и худших условий оплаты по сравнению с оферентом, чье предложение признано наилучшим». Этот ответ датирован 15 марта 2011 года.

– Но не он нас удивил, – продолжает юрист «Эры», – а сообщение, появившееся в морских информационных бюллетенях еще 3 марта, о том, что по итогам тендера на перевалку бункерного топлива единственным победителем стала компания «Флот НМТП», вместе с «ИПП» входящая в единый холдинг – ОАО «Новороссийский морской торговый порт».

Очевидно, заключает О.Степанова, что ОАО «ИПП» создавало лишь видимость проведения конкурса между потребителями услуг по приему, накоплению и отгрузке нефтепродуктов, не имея намерений заключить договоры с бункеровочными компаниями. В действительности же ОАО «ИПП» ограничивало равный доступ к услугам естественных монополий на транспорте: устранив конкуренцию на рынке бункеровочных услуг в порту Новороссийск, руководство ОАО «ИПП» создало препятствия для осуществления компаниями-бункеровщиками хозяйственной деятельности, поскольку она невозможна без получения нефтепродуктов со специализированного терминала.

Приказом 188а от 21.03.2011 г. Федеральной антимонопольной службы России было возбуждено дело в отношении ОАО «ИПП» о нарушении части первой статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. 135-ФЗ «О защите конкуренции». Но каких-либо изменений после этого не произошло, и 6 бункеровочных компаний Новороссийска лишены возможности перевалки нефтепродуктов через специализированные терминалы, что фактически означает приостановление их деятельности.

С позицией, озвученной О. Степановой, полностью согласны ее коллеги из других бункеровочных компаний, которые также выступили на совещании. А директор ООО «Балт-Марин» Андрей Кузьменко был возмущен тем, что все разрешенные законом возможности блокируются руководством таможни (ЮЭТП ЦЭТ) и оператора нефтяных терминалов ОАО «НМТП». По его мнению, такие согласованные действия ограничивают равные условия для осуществления деятельности и ограничивают конкуренцию в пользу ОАО «Флот НМТП» и ООО «Транснефть-Сервис». И даже, несмотря на вступление в силу новой редакции приказа Минтранса 247, направленного на упрощение контроля и ускорение процессов обработки судов, сотрудники таможни отказываются выполнять его положения, ссылаясь на отсутствие утвержденной схемы пропуска по порту Новороссийск.

Есть сомнения, что и после утверждения данного документа положение не изменится, так как руководство таможни внесло в текст документа две поправки, которые вводят запрет на осуществление операций до таможенного и пограничного контроля исключительно для бункеровок танкеров, а также в отказе от проведения таможенного контроля танкеров на рейде.

Получается парадоксальная ситуация. По мнению руководства таможни, без предварительного контроля судно можно загрузить 140 тыс. тонн нефти, но ни в коем случае нельзя загрузить 10-20 тоннами масла.

– Данная позиция не может быть истолкована иначе как ограничение конкуренции, – подчеркнул А. Кузьменко.

Отвечая на вопрос В. Олерского о том, работают ли бункеровочные компании сейчас, их представители пояснили, что компаниям приходится закупать бункер в других портах и переводить его в Новороссийск, что связано и с рисками, и с дополнительными расходами, и в целом отрицательно влияет на бункеровочный бизнес.

Представители ОАО «НМТП» и ОАО «Флот НМТП» привели аргументы в защиту своих действий и высказали обвинения в адрес оппонентов – бункеровочных компаний. При этом В.Олерскому пришлось призвать бизнес цивилизованно решать спорные вопросы и действовать согласно установленным нормам и правилам. Однако, судя по реакции участников совещания и репликам с мест, каждая из сторон осталась при своем мнении, хотя и согласилась с заместителем министра.

Похожие публикации

Ваш отзыв