Десять лет добровольной сертификации

Новости морского транспорта

В последнее время рынок транспортно-экспедиторских услуг развивается достаточно активно. Появляется много новых экспедиторских компаний, которые предлагают экспедиторские услуги грузовладельцам. Естественно, что у грузовладельца возникает проблема выбора экспедитора среди многообразия предложений экспедиторских компаний на организацию перевозок грузов.

Текст: Валерий ТРЕТЬЯКОВ, эксперт АРЭ

Профессиональная пригодность участника транспортного процесса до настоящего времени решается в основном на личных контактах грузовладельцев и экспедиторов, и в том случае, если перевозка должна состояться на условиях, которые не может обеспечить «свой» перевозчик или экспедитор, возникает проблема поиска нового участника транспортного процесса и вполне возможен вариант, при котором этот новый экспедитор или перевозчик не справится с поставленной грузовладельцем задачей.

Выход из такой ситуации грузовладельцы ищут по-разному. Одни ограничивают свои деловые взаимоотношения с надежными и проверенными экспедиторами, с которыми сотрудничают уже многие годы, другие, как правило, начинающие предприниматели, стараются навести справки о потенциальных деловых партнерах у своих более опытных коллег либо через Интернет, обращаются в ассоциации, союзы. Всё это требует времени, немалых усилий и не всегда дает гарантию, что выбор окажется удачным.

В действительности проблема выхода на не вызывающего сомнений делового партнера в мировой практике решена давно и надежно. Ассоциации, союзы и объединения экспедиторов обеспечивают своими силами и средствами информирование национальной и мировой общественности об уровне профессионализма и благонадежности своих членов, но грузовладельцам этого недостаточно.

Одним из средств доказательства реального профессионализма является сертификация оказываемых экспедитором услуг. В настоящее время проблемам сертификации продукции и услуг уделяется достаточно много внимания. Следует отметить, что практически во всех странах мира действуют системы добровольной сертификации как продукции, так и услуг.

На проблему сертификации в транспортной отрасли было обращено внимание и в Концепции транспортной стратегии России, пунктом 6.2 которой указывается, что «в связи с вступлением в действие в 2003 г. закона «О техническом регулировании» важнейшим направлением является всестороннее развитие и совершенствование процедур добровольного подтверждения соответствия на транспорте. Это сегодня, помимо лицензирования, пожалуй, единственный механизм государственного регулирования в отношении безопасности и качества продукции и услуг в рыночных условиях».

Для проведения работ по сертификации экспедиторских компаний Ассоциацией российских экспедиторов совместно с ВНИИ сертификации была разработана «Система добровольной сертификации услуг транспортно-экспедиторских предприятий», утвержденная постановлением Госстандарта России от 11 апреля 2002 года 29. Это была первая система добровольной сертификации в России, оценивающая деятельность экспедиторских предприятий, соответствие оказываемых ими услуг стандартам и нормативным документам. В связи с вступлением в силу Федерального закона 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года «О техническом регулировании», призванного регулировать все отношения в области сертификации продукции и услуг и заменить все действовавшие ранее нормативные акты в этой области, Ассоциация российских экспедиторов при содействии Всероссийского научно-исследовательского института по сертификации разработала новую систему добровольной сертификации транспортно-экспедиторских услуг. Новая система добровольной сертификации зарегистрирована Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и внесена в Единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации под регистрационным номером РОСС RU. М 305. 04РФ00 от 22 марта 2006 года. Разработка и принятие системы добровольной сертификации явились требованием времени, поскольку она подтверждает статус компании в качестве экспедитора и характеризует предоставляемые экспедитором транспортно-экспедиторские услуги как соответствующие принятым национальным стандартам.

Система добровольной сертификации Ассоциации российских экспедиторов является наиболее простой и доступной для всех экспедиторов. Система позволяет экспедиторам, прошедшим сертификационную проверку и получившим сертификат соответствия, в полной мере свидетельствовать о том, что предоставляемые экспедиторами транспортно-экспедиторские услуги соответствуют Национальным стандартам в области транспортно-экспедиторского обслуживания, и повысить свой статус на транспортно-экспедиторском рынке – как в России, так и за рубежом.

При осуществлении сертификационных проверок Ассоциация российских экспедиторов, являющаяся руководящим органом по сертификации, дает указания комиссиям по сертификации при проведении сертификационных и инспекционных проверок не вмешиваться в оперативную деятельность предприятия, сохранять коммерческую тайну компании, работать с документами, которые предоставляет администрация предприятия, в соответствии с перечнем, приложенным к договору на проведение сертификации.

Проведение сертификации транспортно-экспедиторских компаний явилось одним из стимулов повышения статуса этих предприятий на внутреннем и международном рынках транспортно-экспедиторских услуг.

По свидетельству руководителей сертифицированных компаний, выданные предприятиям сертификаты соответствия в ряде случаев помогли выиграть тендеры на транспортно-экспедиторское обслуживание предприятий, осуществляющих поставку товаров как внутри страны, так и за границу, улучшили взаимоотношения транспортно-экспедиторских предприятий с государственными и местными органами власти, поскольку такие экспедиторы могли документально подтвердить свой статус добросовестного и надежного экспедитора.

Проводя сертификацию экспедиторских услуг, оказываемых экспедиторскими организациями, ассоциация решает двуединую задачу.

С одной стороны, при проведении сертификации определяются наиболее конкурентоспособные предприятия, оказывающие экспедиторские услуги на высоком качественном уровне и соответствующие требованиям Национальных стандартов в области транспортно-экспедиторской деятельности, а с другой стороны, при получении сертификата соответствия экспедиторские предприятия повышают свой статус во взаимоотношениях с заказчиками экспедиторских услуг.

Следовало бы отметить еще один аспект добровольной сертификации – это ее действительная добровольность. В отличие от лицензирования или обязательной сертификации, при которых государство заставляет предпринимателя получить лицензию или провести обязательную сертификацию, добровольность сертификации несет в себе психологически положительный момент для всех остальных участников рынка, поскольку если экспедитор идет добровольно на проверку соответствия оказываемых им услуг, то он уверен в том, что эти услуги действительно соответствуют всем требованиям не только стандартов, но и потенциальных клиентов. Естественно, такая уверенность, подтвержденная сертификатом соответствия, передается другим участникам рынка. Эту особенность добровольности сертификаций давно поняли на международном рынке. Практически во всех зарубежных странах сертификация продукции и услуг, за редким исключением (опасные для людей и окружающей среды продукция и услуги), носит добровольный характер, и воспринимается это как должное, как способность сертифицированного предприятия оказывать услуги или производить продукцию на высоком качественном уровне.

Необходимо отметить и идеологию сертификации.

Ассоциации в этой работе важно не только проверить сертифицируемого экспедитора на соответствие оказываемых им транспортно-экспедиторских услуг Национальным стандартам, но и показать наиболее интересные наработки других компаний. Не подумайте, что при этом разглашается коммерческая тайна компании, это исключено. Более того, договором на сертификационную проверку специально оговорено положение о неразглашении экспертами коммерческой тайны сертифицируемой компании.

Но есть наработанный опыт, который можно и нужно распространять среди наших членов. К примеру, у многих компаний оперативная работа ведется с применением компьютерных технологий. Во время сертификационной проверки одной компании экспертам рассказали, что её сотрудники в конце каждого рабочего дня переносят всю наработанную информацию на внешние носители и передают их на хранение в банковскую ячейку.

Или другой пример. Многие компании арендуют офисные площади для размещения своих сотрудников. Заключаются договоры аренды. Обычно на 11 месяцев, для того чтобы не регистрировать договор аренды. А на сайте одной компании юрист раскопала постановление Высшего арбитражного суда России, по которому при заключении договора аренды нежилого помещения на неопределенный срок государственная регистрация не требуется.

Это только два примера, которые можно использовать другими экспедиторами. Есть и другие. В данном случае это своеобразный обмен опытом между экспедиторами. Ассоциация заинтересована в том, чтобы все наши члены улучшали свою деятельность.

Со времени регистрации системы добровольной сертификации Ассоциации российских экспедиторов Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии прошло более десяти лет. За это время вопрос о сертификации транспортно-экспедиторских компаний из стадии убеждения руководителей экспедиторских компаний в преимуществах сертификации перешел в стадию насущной потребности экспедиторов иметь сертификат соответствия на транспортно-экспедиторские услуги.

Это объясняется тем, что компания, прошедшая сертификационную проверку и получившая сертификат соответствия на оказываемые услуги, приобретает не только повышенный статус на транспортном рынке, но и нематериальный актив компании, т.е. компания, имеющая сертификат соответствия, стоит дороже, чем обычное предприятие, работающее на транспортном рынке.

В последнее время появились первые случаи признания сертификата соответствия АРЭ иностранными грузовладельцами. Компания «Оптимум-Интер» участвовала в тендере на организацию перевозки негабаритного груза для Московского нефтеперерабатывающего завода, объявленном английским грузовладельцем. Одним из условий тендера было предъявление сертификата соответствия на оказываемые услуги. ООО «Оптимум-Интер» предъявило сертификат соответствия добровольной сертификации АРЭ, и оказалось, что англичане приняли и оценили этот сертификат выше, чем сертификат ИСО, представленный другим экспедитором. ООО «Оптимум-Интер» выиграло этот тендер и отлично справилось с предложенной работой, подтвердив свой статус надёжного и добросовестного экспедитора.

За десять лет действия системы добровольной сертификации ассоциация осуществила сертификацию 27 экспедиторских компаний. Некоторые из них ушли с рынка по различным причинам, а большинство продолжают успешно работать на рынке и подтверждать свой статус надёжного и добросовестного экспедитора. Это такие экспедиторы, как ЗАО «ЛУКОЙЛ-Черноморье», ЗАО «Интертранс», ООО «Волгаинтранс», ООО ТЭФ «Владивостоквнештранс», ООО «Оптимум-Интер», ООО «Континент Лоджистикс».

Внедрение в России системы добровольной сертификации услуг транспортно-экспедиторских компаний и дальнейшее проведение сертификации этих предприятий повышает авторитет транспортно-экспедиторских предприятий, имеющих сертификат соответствия. Кроме того, уже сейчас некоторые властные структуры на местах стали требовать от экспедиторов доказательства надежности предприятия и подтверждения их статуса экспедитора. В этой связи проведение сертификации экспедиторов является насущной задачей, призванной обеспечить экспедиторов надлежащей защитой.

Все материалы по проведению сертификации в системе добровольной сертификации Ассоциации российских экспедиторов размещены на сайте ассоциации в Интернете по адресу: www.far-aerf.ru.

Международный экспедитор 4 (2012)

Похожие публикации

Ваш отзыв