Есть новые мощности — будут новые грузы. О развитии ОАО «Мурманский морской торговый порт» в рамках федеральных целевых программ

Новости морского транспорта

Грузооборот Мурманского морского порта, включая грузооборот стивидорных компаний ОАО «Мурманский морской торговый порт» (ММТП), ООО «Мурманский балкерный терминал» (МБТ) и ЗАО «Агросфера», за 7 предыдущих лет вырос почти на 70% – с 9,9 млн тонн до 16,8 млн тонн грузов в год. В том числе объемы переработки крупнейшей в порту стивидорной компании ОАО «ММТП» за этот период выросли более чем на 60% – с 9 млн тонн до 15,2 млн тонн в год. Основные резервы, за счет которых компанией достигался рост – эторациональное использование имеющейся территории, увеличение производительности труда, оптимизация производственных процессов, модернизация основного перегрузочного оборудования и реконструкция причального комплекса.

Как показало время, этот путь оказался правильным и эффективным. Дальнейшее развитие деятельности ММТП будет происходить в рамках принятой в акционерном обществе программы «Основные направления развития ОАО «Мурманский морской торговый порт», которая является составной частью проекта развития Мурманского транспортного узла.

Виктор МОРОЗОВ, генеральный директор ОАО «Мурманский морской торговый порт»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ММТП

Морской порт Мурманск находится на пути сразу нескольких действующих и перспективных транспортных коридоров: сухопутных, таких как «Север – Юг» и «Запад – Восток», и морских – «Северный морской путь» и «Северный морской коридор». Это является конкурентным преимуществом порта при организации внешнеторговых перевозок, в том числе контейнерных из стран Юго-Восточной Азии в Европу и США.

На основе исследования этих факторов рынка нашей компанией была разработана программа «Основные направления развития ОАО «Мурманский морской торговый порт», которая является составной частью проекта развития Мурманского транспортного узла.

Реализация этого проекта предусматривает два этапа. На первом этапе планируется реконструкция грузового района 1, в результате которой будет образована причальная линия длиной 533 метра с глубиной 14,8 метра и с удлинением причалов 2 – на 70 метров и 9 – на 83 метра, что позволит осуществлять гарантированную погрузку судов грузоподъемностью до 120 тыс. тонн.

Существующие складские площади в зоне расположения подъездных путей будут увеличены на 55 тыс. м2, емкость открытых складов – до 300 тыс. тонн единовременного хранения навалочных грузов, а фронт выгрузки вагонов расширится до приема 150 единиц.

Размеры созданной территории, а также длина и глубины причала позволят увеличить пропускную способность грузового района 1 с 5 до 9 млн тонн, организовав перегрузку генеральных грузов, или контейнерный терминал на 300 тыс. TEU в год.

На втором этапе предполагается строительство контейнерного терминала. Площадка для строительства располагается за причалом 19 порта. Площадь территории ориентировочно составит 67 гектаров. Общая длина причального фронта – 630 метров с возможностью доведения до 1285 мет-ров. Глубина у причала – 14,8 метра.

Контейнерный терминал будет оснащен автомобильным въездным комплексом или КПП для внешнего автомобильного транспорта, складами для контейнеров емкостью не менее 22,3 тыс. TEU, внутрипортовым контейнерным транспортом для перемещения контейнеров между грузовыми фронтами и складом, контейнерными перегружателями.

Пропускная способность терминала составит 760 тыс. TEU в год, из них 75% составят контейнеры транзитного направления и 25% – контейнеры экспортно-импортного направления.

Ориентировочный срок реализации проекта – 4-5 лет.

Для энергообеспечения новых объектов потребуется электрическая мощность около 20 МВт. Сегодня ММТП получает от компании «Колэнерго» лишь 6 МВт. Для реализации инвестиционных программ МТУ предусматривается строительство новой подстанции 35/6 кВ «Порт». Сроки строительства – 2011 – 2014 годы.

Увеличение грузопотоков через МТУ потребует развития подъездных путей станции Мурманск и всего участка магистральных железнодорожных путей с доведением пропускной способности до 150 пар поездов в сутки. Также необходима реконструкция автомобильных дорог, включая строительство 2-х путепроводов для обеспечения въезда автотранспорта на территорию порта и расширение автомобильных дорог вдоль Кольского залива.

Проекты строительства и развития этих объектов являются составной частью «Обоснования инвестиций Мурманского транспортного узла». Расчеты показывают, что инвестиции в строительство новых и развитие существующих портовых мощностей восточного берега Кольского залива являются наиболее эффективным вложением средств, так как именно эти объекты обеспечены необходимой инфраструктурой и коммуникациями.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНАЩЕННОСТЬ ММТП

Последние несколько лет «Мурманский морской торговый порт» активно наращивал свои производственные мощности. И в настоящее время они позволяют перегружать до 20 млн тонн экспортно-импортных и каботажных грузов.

На сегодняшний день ОАО «ММТП» отремонтировано более 1000 погонных метров причальной линии, произведена реконструкция причала 2 для приема и обработки судов типа Handy Size, построен и введен в эксплуатацию швартовный пал причала 4 для швартовки судов типа PANAMAX, 5 причалов общей длиной более 1100 метров оснащены отбойными устройствами типа «Треллекс», проведено дноуглубление причалов до проектных глубин.

Кроме того, модернизировано перегрузочное оборудование, оптимизирована структура и организация погрузочно-разгрузочных работ; построено и капитально отремонтировано более 1600 погонных метров железнодорожных и подкрановых путей, более 13 тыс. м2 открытых складских площадей, отремонтирован склад для хранения апатитового концентрата.

В соответствии с планами по техническому оснащению приобретены погрузчики, рич-стакеры, другое технологическое оборудование, что позволило механизировать и оптимизировать наиболее трудоемкие и опасные грузовые операции.

Сегодня планомерно выполняется программа модернизации портальных кранов: отремонтировано с заменой важнейших узлов и переведено на частотную систему управления 22 крана. В текущем году по этой программе будет модернизировано еще 2 крана. Реализуется программа замены старых портальных кранов в объеме 15 единиц, заключен контракт на поставку 4 портальных кранов «АИСТ», закуплено 10 портальных кранов грузоподъемностью до 20 тонн.

В результате проведенного комплекса работ емкость открытых складских площадей для навалочных грузов была увеличена почти в 1,5 раза, до более чем 750 тыс. тонн; ежесуточный вагонооборот достиг 1400 единиц, а фронт единовременной погрузки и выгрузки вагонов в настоящее время составляет 404 вагона.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГРУЗОПОТОКОВ

В настоящее время основными грузопотоками в Мурманском порту являются: уголь – 12,2 млн тонн, апатитовый концентрат – 1,7 млн тонн, минеральные удобрения – около 1 млн тонн, железорудный концентрат – 900 тыс. тонн, марганцевая руда – более 570 тыс. тонн, а также контейнеры, черные и цветные металлы, окатыши, металлолом.

Технологически порт подготовлен и оснащен для дополнительного приема 2 млн тонн угля, 1 млн тонн черных металлов, 1,5 млн тонн апатита.

Логистика перевозок угля в последнее время складывается не в пользу Европейского рынка – возрастают объемы перевозок на Дальний Восток. Но мы не стоим на месте, мы работаем на перспективу. Например, рост грузооборота может быть обеспечен за счет поставок черных металлов через порт Мурманск на рынки Европы и США.

В зимнюю навигацию в портах Балтики из-за ледовой обстановки в Финском заливе многие грузовладельцы испытывали значительные трудности. Они вынуждены были направлять партии металла через Мурманск для исполнения контрактных обязательств. ОАО «ММТП» неплохо справился с этой задачей.

В дальнейшем перевозки черных металлов на экспорт через незамерзающий Мурманский порт на долгосрочной основе дали бы грузовладельцам больше выгод и преимуществ, поскольку, как уже говорилось, порт хорошо технически оснащен, а персонал имеет большой опыт работы: хранение и перегрузка металла в Мурманском порту всегда ведется с высокой интенсивностью и качеством.

Точкой роста для ММТП можно считать перспективный проект разработки Штокманского месторождения, который находится сегодня на начальной стадии. Сейчас грузов этого направления немного – в стадии заключения договор на перевалку 300 тыс. тонн щебня. Но нужно отметить, что ММТП уже сегодня способен обеспечить прием всех грузов для развития этого мегапроекта.

Еще одно перспективное направление для роста грузооборота – развитие «Северного морского пути», который является кратчайшим морским путем между Европейскими и Азиатскими рынками. Например, расстояние, проходимое судами из порта Мурманск в порт Йокогама (Япония) через Суэцкий канал, составляет 12840 морских миль, а «Северным морским путем» — только 5770 морских миль.

Развитие «Северного морского пути» с целью реализации транзитного потенциала страны является частью Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года. Организация регулярного судоходства на трассе «Северного морского пути», безусловно, создаст конкуренцию морским перевозкам по южным маршрутам и будет стимулировать повышение качества предоставляемых услуг и снижение их стоимости, что благоприятно скажется на транспортных расходах грузовладельцев и пользователях транспортных услуг.

Похожие публикации

Ваш отзыв