Европейские правила судоходства: консультации продолжаются

Новости морского транспорта

Представители Секретариата Дунайской комиссии и Министерства транспорта Российской Федерации обсудили комплекс вопросов компетенции ДК, а также план работы на 2009/2010 г.

Встреча прошла в рамках поручения 73-й сессии Дунайской комиссии, проходившей 15-16 декабря 2009 г. Так, от ДК был получен целый ряд вопросов для обсуждения. Это:

перспективные направления сотрудничества ДК и РФ;

условия и сроки открытия внутренних водных путей РФ для судов подиностранными флагами и перспективы развития грузовых перевозок с использованием реки Дунай;

сотрудничество РФ и ЕС в области ВВТ;

содержание судоходного пути;

развитие и финансирование инфраструктуры внутренних водных путей (ВВП) РФ;

организация управления ВВП РФ;

речной и портовый надзор;

правила плавания РФ в соотношении с международными правилами;

безопасность плавания по ВВП РФ;

речные информационные системы (РИС);

система подготовки кадров для ВВТ РФ;

классификационная деятельность и техническое наблюдение за судами: правила постройки судов, условия выдачи судового свидетельства и применение ВОПОГ.

А теперь о тех вопросах, которые были вынесены на эту встречу.

О содержании судоходных путей

Российский речной регистр по поручению Министерства транспорта РФ на правах постоянного участника всех рабочих органов ДК первым в этом году принял главного инженера Секретариата Дунайской комиссии г-на Карола Анду. На консультативной встрече рассматривались вопросы, которые включали информацию по классификационной деятельности и техническому наблюдению за судами с классом РРР, правилам постройки судов, условиям выдачи судовых свидетельств, применению ВОПОГ.

В начале встречи г-н Карол Анда рассказал о работе Секретариата ДК и некоторых проблемах, связанных с разработкой таких важных документов, как Рекомендации, касающиеся технических предписаний к судам внутреннего плавания, Рекомендации ДК в отношении удостоверений судоводителя. А также о ходе подготовки Общего плана основных работ по улучшению судоходных условий на Дунае и о других вопросах, подлежащих рассмотрению на 74-й сессии ДК.

В свою очередь эксперты РРР рассказали г-ну Анде, что по состоянию на 01.01.2010 г. на учете РРР находится 25,8 тыс. судов, из них судов смешанного плавания 1163 единицы, в том числе судов с классом «М-СП» – 428 единиц.

Г-н Анда был подробно ознакомлен с составляющими классификационной деятельности РРР в части технического наблюдения и освидетельствования судов, а также с работой по сравнительному анализу требований Правил Российского речного регистра и европейских предписаний к судам внутреннего плавания.

Начальником отдела РРР Ю.Н. Веришем были продемонстрированы возможности по мониторингу речных судов и судов класса «река-море» на внутренних водных путях и в прибрежных морских районах с помощью системы «Виктория» и АИС ГБУ «Волго-Балт».

Консультативная встреча была продолжена в Министерстве транспорта РФ, в которой вместе с представителями Министерства транспорта и Федерального агентства принимали участие эксперты РРР. И здесь прежде всего речь шла о содержании судоходных путей в РФ.

По предоставленной главному инженеру Секретариата ДК информации, протяженность внутренних водных путей РФ, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.12.2002 1800-р, составляет 101,3 тыс. км. В том числе с гарантированными габаритами судовых ходов – 48,1 тыс. км. В европейской части РФ функционирует Единая глубоководная система протяженностью 6,45 тыс. км.

На внутренних водных путях РФ расположено 723 судоходных гидротехнических сооружения (СГТС), в том числе 108 шлюзов, Красноярский судоподъемник, 11 гидроэлектростанций, 8 насосных станций, плотины, напорные дамбы, каналы и др. СГТС обеспечивают устойчивость напорных фронтов водохранилищ, безопасный пропуск судов, санитарное обводнение рек, промышленное и питьевое водоснабжение, орошение и выработку электроэнергии.

Содержание внутренних водных путей и гидротехнических сооружений осуществляется в основном за счет средств федерального бюджета.

О развитии и финансировании инфраструктуры ВВП

Кроме того, на встрече в Минтрансе было подчеркнуто, что начиная с 2010 года развитие и реконструкция инфраструктуры внутреннего водного транспорта проводится в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» по подпрограмме «Внутренний водный транспорт», утвержденной постановлением Правительства РФ от 20 мая 2008 г. 377. Целями подпрограммы «Внутренний водный транспорт» являются: развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике; повышение конкурентоспособности транспортной системы РФ и реализация транзитного потенциала страны; повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы РФ.

В рамках подпрограммы предусмотрена реализация основных мероприятий:

строительство Нижегородского низконапорного гидроузла и второй нитки Нижне-Свирского гидроузла с целью увеличения пропускной способности Единой глубоководной системы европейской части РФ;

обеспечение безопасности гидротехнических сооружений за счет улучшения их технического состояния, включая комплексную реконструкцию водных бассейнов Единой глубоководной системы европейской части РФ, федерального государственного унитарного предприятия «Канал имени Москвы» и водных путей Сибири и Дальнего Востока;

обновление обслуживающего (технического и патрульного) флота;

реконструкция и развитие сетей ведомственной технологической связи и создание электронных навигационных карт для обеспечения безопасности судоходства и завоза грузов на Крайний Север;

развитие материально-технической базы учебных заведений для подготовки высококвалифицированных кадров и повышения научно-технического потенциала речной отрасли.

Об организации управления ВВП

Другим важным направлением развития внутреннего водного транспорта, о котором шел разговор на встрече с г-ном Каролом Андой, является реформирование структуры управления внутренними водными путями.

Стратегическая цель реформирования – это формирование системы управления ВВП, позволяющей обеспечить коммерческую и инвестиционную привлекательность инфраструктуры внутреннего водного транспорта. При этом должны быть удовлетворены потребности населения, бизнеса и государства в экономичном и безопасном перемещении людей, грузов и товаров по всей сети ВВП при оптимальных расходах федерального бюджета, обеспечена реализация транзитного потенциала ВВП РФ и повышение устойчивости работы внутреннего водного транспорта при сохранении эффективной государственной системы обеспечения безопасности судоходства.

На сегодняшний день на бассейновом уровне управление и содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений осуществляют 15 федеральных государственных учреждений – государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства и федеральное государственное унитарное предприятие «Канал имени Москвы», в составе которых функционируют 92 филиала, а также федеральное государственное учреждение «Речная администрация Московского бассейна».

Сложившаяся в отрасли система управления внутренними ВВП охватывает полный круг вопросов регулирования и развития транспортной инфраструктуры.

О правилах плавания РФ в сравнении с международными

В настоящее время на ВВП Европы действуют в значительной степени унифицированные Европейские правила судоходства по ВВП (ЕПСВВП), на базе которых региональными речными комиссиями разрабатываются местные правила плавания на отдельных участках ВВП Европы (например, «Основные положения о плавании по Дунаю» и др.).

Положения Правил плавания по ВВП РФ (ППВВП), утвержденными приказом Минтранса России от 14.10.2002 г. 129, во многом базируются на ЕПСВВП, хотя имеются и некоторые отличия принципиального характера. Основные отличия касаются сигнализации, регулирующей движение судов при их проходе под мостами; дополнительной сигнализации, используемой при перевозке опасных грузов; сигнализации толкаемых составов и др. Структурное построение ППВВП существенно отличается от ЕПСВВП.

Между ППВВП РФ и ЕПСВВП имеются различия, заключающиеся в порядке и нумерации глав, а также в порядке, названии и формулировке самих статей. В отличие от ЕПСВВП в ППВВП отсутствуют статьи, касающиеся марок, шкал осадки, обмера судов, и правила предотвращения загрязнения вод и удаления отходов, образующихся на борту, в связи с тем, что указанные требования нашли свое отражение в других нормативных документах РФ.

Необходимо отметить, что значительное отличие на ВВП РФ существует в области использования УКВ радиосвязи. На ВВП РФ Российские правила плавания недостаточно регулируют ряд положений при расхождении и обгоне судов, поэтому делается больший упор на переговоры между судами по УКВ радиосвязи. Используется другой диапазон частот. В частности, для диспетчерской связи и связи между судами используются частоты 300,025-300,500 МГц и 336,025-336,500 МГц, а не 156,025-162,025 МГц, как на западноевропейских ВВП.

О безопасности плавания

В Российской Федерации технические предписания к судам внутреннего и смешанного «река-море» плавания сосредоточены в Правилах классификации и постройки судов внутреннего и смешанного «река-море» плавания РРР. Правила в значительной мере учитывают требования международных документов, и в первую очередь Приложения к Резолюции 61 ЕЭК ООН «Рекомендации, касающиеся согласованных на европейском уровне технических предписаний, применимых к судам внутреннего плавания».

Требования по безопасности судоходства сосредоточены в ППВВП РФ. Общие положения правил базируются на положениях Кодекса внутреннего водного транспорта РФ и повторяют формулировки ряда его статей. В правилах отмечается, что диспетчерское регулирование движения судов по ВВП осуществляется бассейновыми органами государственного управления.

Надзор за безопасностью судоходства осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (Ространснадзор) через его территориальные органы и находящиеся в его ведении государственные организации надзора за безопасностью судоходства.

О речных информационных системах

Для создания речных информационных систем на Единой глубоководной системе создаются 7 зон РИС, соответствующих зонам ответственности бассейновых органов государственного управления ВВП. Главная цель разработки принципов РИС – получение универсального инструмента передачи информации, относящейся к судоходству, способного в условиях международного транспортного сообщения обеспечить безопасность транспортного процесса.

Под РИС понимаются гармонизированные информационные службы, содействующие управлению движением судов и перевозками в сфере внутреннего судоходства во взаимосвязи с другими видами транспорта. РИС способствует безопасному и эффективному процессу перевозок и наиболее полному использованию возможностей ВВП.

Целью внедрения РИС являются безопасность и эффективность перевозок, экологическая безопасность.

Эффективное внедрение РИС обеспечивается при условии оптимального планирования и поэтапной разработки. Эти процедуры подробно описаны в «Руководящих принципах и рекомендациях для речных информационных служб» (Резолюция 57 ЕЭК ООН).

Очевидно, что РИС должны вводиться постепенно, по бассейнам, по мере готовности ГБУВПиС в технической и организационной части.

О системе подготовки кадров

Сложившаяся система подготовки кадров охватывает всю инфраструктуру водного транспорта: флот, порты, судоремонтные предприятия, учебные заведения, научно-исследовательские институты, управляющие структуры. Подготовка осуществляется по 38 специальностям высшего профессионального образования и 18 специальностям среднего профессионального образования, а также по программам начального профессионального образования.

О перспективах открытия ВВП РФ для судов под иностранными флагами и развития грузовых перевозок с использованием реки Дунай

Согласно Соглашению о партнерстве и сотрудничестве с Европейским союзом, РФ взяла на себя определенные обязательства по открытию ВВП для международного судоходства, что нашло отражение в Концепции развития внутреннего водного транспорта РФ, одобренной Правительством РФ (распоряжение от 3 июля 2003 г. 909-р). Открытие внутренних ВВП РФ для плавания судов под флагом иностранного государства для российской стороны означает новый этап развития инфраструктуры внутреннего водного транспорта на фоне взаимовыгодной конкуренции. В перспективе, после открытия ВВП для прохода судов под флагом иностранного государства, предусматривается организация перевозок грузов и круизное судоходство по Большому Европейскому воднотранспортному кольцу, включающему Единую глубоководную систему РФ.

Одним из перспективных направлений развития транзитных грузовых перевозок является освоение грузопотоков Большого Европейского транспортного кольца (Волга – Рейн – Майн – Дунай).

Для более полного представления о российских ВВП, и в частности о трассе Большого Европейского воднотранспортного кольца, г-ну Анде было предложено поездом доехать до Санкт-Петербурга и оттуда на пассажирском теплоходе пройти по участку кольца Санкт-Петербург – Москва. Предложение было принято с благодарностью. И по возвращении г-н Анда дал такой комментарий:

– Путешествие из Санкт-Петербурга до Москвы на пассажирском теплоходе «Александр Грибоедов» с высококвалифицированным экипажем оставило незабываемое впечатление. Я получил возможность увидеть своими глазами реки, озера, каналы и шлюзы на маршруте протяженностью около 1500 км. Мне удалось ознакомиться с условиями навигации и правилами плавания на этом участке. Во время круиза полюбовался прекрасной природой, познакомился с историей и жителями региона. Очень благодарен за полученную возможность пройти по этому участку Большого кольца.

Хочется отметить полезность подобных встреч как для специалистов Министерства транспорта РФ, Федерального агентства морского и речного транспорта и Российского речного регистра, так и для представителей Секретариата ДК, поскольку почти все участники со стороны Российской Федерации постоянно принимают участие в работе рабочих органов ДК (группы экспертов, рабочие группы, сессии ДК). Представитель Секретариата ДК помимо личных контактов имел возможность ознакомиться с условиями навигации на важном участке Большого Европейского кольца, с типами судов, плавающих на этом участке, гидротехническими сооружениями на российских ВВП и системой работы российских судоводителей, в значительной степени отличающейся от системы, существующей на водных путях Западной Европы.

В заключение визита была отмечена важность проведения двухсторонних встреч представителей Дунайской комиссии и компетентных органов Российской Федерации для дальнейшего укрепления деловых контактов.

P.S. Сразу после визита г-на К. Анды в Россию в Будапеште 8-9 июня состоялась очередная, 74-я сессия Дунайской комиссии, которая рассмотрела широкий круг вопросов технического, юридического и финансового характера, а также приняла план работы ДК на предстоящий год.

В. ВОРОНЦОВ, главный эксперт РРР, академик РАТ

С. КАНУРНЫЙ, главный эксперт РРР

Похожие публикации

Ваш отзыв