Главное — спасти человека

Новости морского транспорта

Организация поисково-спасательных работ при авариях на море и внутренних водных путях

Согласно Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной президентом 27.07.2001, к национальным интересам России в Мировом океане относятся:

– охрана человеческой жизни на море,

– предотвращениезагрязнения морской среды;

– обеспечение контроля за функционированием жизненно важных морских коммуникаций;

– создание условий, способствующих извлечению выгоды из морской хозяйственной деятельности населением, особенно ее приморских регионов, а также государством в целом.

Принципы

В числе принципов национальной морской политики, определенных доктриной, находятся:

– соблюдение общепринятых норм международного права и международных договоров Российской Федерации при осуществлении морской деятельности;

– государственный контроль над судами, плавающими под государственным флагом Российской Федерации, государственный портовый контроль, контроль за состоянием и использованием природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

В настоящее время вновь отмечается рост объемов грузопереработки в портах Российской Федерации. В ряде документов в ближайшее десятилетие прогнозируется ещё более значительный рост объемов переработки грузов в российских портах за счет развития портовых мощностей. Причем в основном прирост произойдет за счет увеличения переработки опасных грузов, что без соответствующего развития систем по обеспечению транспортной безопасности существенно увеличивает потенциальные риски от возможных морских аварий.

Организация поисково-спасательных работ находится в неудовлетворительном состоянии из-за отсутствия достаточного количества сил, назначенных в состав дежурных сил и средств поиска и спасания на море, недостаточного и устаревшего технического оснащения судов и летательных аппаратов, назначаемых в состав сил аварийно-спасательной готовности (АСГ), их малочисленности и необеспеченности топливом.

Вертолеты не прилетели

В качестве подтверждения характерен один из недавних примеров. В декабре 2011 года в Охотском море произошла авария плавучей буровой платформы «Кольская». Погибло 53 человека. Более 2 часов экипаж СПБУ «Кольская» находился на вертолетной площадке в ожидании эвакуации воздухом. Ни один вертолет не прилетел.

Факты, когда спасательная авиация не приходила на помощь гибнущим теплоходам, имели место и ранее, только тогда они не приводили к столь трагическим последствиям. Вот только некоторые из случаев.

27-28 июля 2007 г. Спасание польской яхты Вlоот. Балтийское море, ПСР Калининград, в 30 милях от мыса Таран.

27.07.2007 в 23:29 UTC пассажирское судно Alexander Von Humboldt репетовало принятое с польской яхты сообщение о том, что яхта терпит бедствие. В 00:07 UTC 28.07.2007 на 16-м канале п/с A.V. Humboldt сообщило данные о яхте (экипаж 3 человека, поступление воды, продержаться на плаву смогут не более часа, состояние экипажа удовлетворительное) и, будучи не уверенным в возможности спуска плавсредств на воду по погодным условиям, запросило помощь вертолёта для снятия людей с яхты. МСКЦ Калининград, ввиду отсутствия в данном районе гражданских АСГ формирований авиационного поиска и спасания, обратился за помощью к ОД БФ. После того как ОД УПАСР сообщил о невозможности направить вертолет в ночное время и по состоянию погодных условий, в 00:30 UTC МСКЦ Калининград обратился к ОД МЧС и шведским властям. МСКЦ Гетеборг информировал о готовности вертолета к вылету и запросил о возможности дозаправки вертолета в Калининграде. В 00:53 UTC п/с A.V. Humboldt сообщило о том, что все 3 члена экипажа яхты подняты на борт. В 00:57 UTC МСКЦ Гетеборг и ОД МЧС, от которого так и не был получен ответ, информированы о завершении ПСО и снятии вопроса привлечения авиации.

27 августа 2007 г. при проведении ПСО в Белом море моторной лодки типа «Прогресс» (на борту 4 человека) на запрос МСКЦ Архангельск о привлечении авиации к поиску ОД Федеральной аэронавигационной службы ответили, что авиация подключится к ПСО только после получения гарантии оплаты полетов. Усилиями МЧС России 28.08.2007 в воздух был поднят вертолет базы авиалесоохраны Республики Карелия Ми-8, обследовавший незначительный район к северу от п. Кемь. В дальнейшем, до принятия 24.09.2007 решения о прекращении поиска, авиация участия не принимала.

2 октября 2007 года в Сахалинском заливе затонул самоходный плашкоут «Кварц». В спасательной операции принимал участие вертолет Ми-8 ФГУП «Хабаровские авиалинии» из Николаевска-на-Амуре, находящийся в АСГ.

За участие вертолета в спасательной операции ФГУП «Хабаровские авиалинии» выставило счет на возмещение расходов в сумме 206 005 руб. ДВ управлению Росаэронавигации, которое переадресовало его в ФГУ «АМП Владивосток».

16-30 ноября 2007 г. проводилась ПСО т/х «Камюст-1» в Каспийском море.

Заявки на привлечение авиации для проведения ПСО направлялись: в адрес командира в/ч 40911 (г. Ростов-на-Дону) 1-7, 18, 22, 23, 24, 25 ноября (ни одного вылета не состоялось по причине МЕТЕО в г. Ростове-на-Дону); в адрес ЮРЦ МЧС России (г. Ростов-на-Дону) 19, 21, 22, 23 ноября; в ФСБ России (2-й отдельный авиационный отряд – г. Ставрополь) 22, 23, 24, 25 ноября.

В адрес начальника Южного межрегионального управления Росаэронавигации (г. Ростов-на-Дону) заявки направлялись 17, 18, 22, 23, 24, 25 ноября. Ни одного вылета авиации от ЮУГАН ФСНСТ России не произведено. Причина – требование оплаты полётов.

Всего состоялось 3 вылета авиации МЧС России и 7 вылетов авиации ФСБ России в период с 21 по 26 ноября 2007 г. Первый вылет (вертолет Ми-8 МЧС России) состоялся 21.11.2007 в 09:30, на 6-е сутки после начала ПСО.

В то же время в поисково-спасательной операции в активной фазе было задействовано 33 судна, а всего 52. Ни одним судовладельцем не заявлено требование компенсации расходов или вознаграждения за спасение.

Несмотря на гораздо меньшую эффективность поиска судами по сравнению с авиацией (из-за значительного увеличения времени обследования района), уже 17.11.2007 судами были обнаружены первые следы катастрофы, а в 20:30 20.11.2007 т/х «Самур-18» обнаружил и поднял на борт плот с 3 членами экипажа т/х «Камюст-1». Состояние людей удовлетворительное. В дальнейшем в разных районах были обнаружены только погибшие.

Можно предположить, что привлечение авиации к поиску в самом начале проводимой операции дало бы шанс спасти большее количество людей.

18 декабря 2007 г. при эвакуации экипажа севшего на камни п-ва Рыбачий (ПСР МСКЦ Мурманск) т/х «Виктор Корякин», ввиду отсутствия формирований АСГ гражданской авиации для проведения поиска и спасания на море и отказа вылета по погодным условиям авиации Минобороны России и ФСБ России, были запрошены власти Норвегии. Примерно через 1 час после получения разрешения на полет норвежского аппарата в территориальных водах России, вылетевшим из Киркенеса вертолетом, в тех же погодных условиях, весь экипаж был эвакуирован.

03.01-23.01.2008 на Каспии проводилась поисково-спасательная операция 8 рыбаков Республики Дагестан.

Заявки на привлечение авиации к проводимой ПСО направлялись: в адрес департаментов по ЧС Мангистауской и Атырауской областей Республики Казахстан 3, 4 января; в адрес командира в/ч 2201 (ПС КНБ РК – г. Атырау) 3, 4 января; в адрес начальника ЮРЦ МЧС России (г. Ростов-на-Дону) 3, 4, 5 января.

В адрес начальника ЮМУ Росаэронавигации (г. Ростов-на-Дону) заявки подавались 3, 4, 5 января. Состоялся только один вылет вертолета К-27 05.01.09 (третьи сутки после начала ПСО). Выставлено требование об оплате полетов, которую произвело ГУ МЧС по Республике Дагестан.

В 08:50 19 января 2008 г. получено сообщение «Коспас-Сарсат» о работе АРБ-406. Поданы заявки на проведение авиапоиска в МЧС России и Росаэронавигацию (ГАКЦПС) в светлое время 19.01.2008. В готовности к вылету заявлены самолеты Ан-72 (МЧС России) и Ан-12 (11-й армии ПВО Минобороны России) (г. Хабаровск). 19.01.2008 в район работы АРБ из Хабаровска вылетел самолет Ан-76 МЧС России (через 18 часов после подачи заявки), который в 09:30 обнаружил зажатыми во льдах два несамоходных плашкоута и два маломерных судна. В 04:24 20.01.2008 из Николаевска-на-Амуре в район судов вылетел вертолет Ми-8 МЧС России. В 07:30 вертолет принял на борт 6 человек, остальные 8 человек остались зимовать. Гражданская авиация в операции не участвовала – требование гарантии предоплаты.

28 октября 2008 г. проводилась спасательная операция по эвакуации экипажа с аварийного судна «Лотос», получившего пробоины в результате посадки на мель в районе острова Родшер (Финский залив, территориальные воды России). В связи с существованием реальной угрозы жизни членов экипажа и потребностью длительного промежутка времени на переход спасательных судов с места базирования к аварийному судну было принято решение о применении авиации. Из-за отказа органов управления российской авиации поднять вертолет МСКЦ Санкт-Петербург обратился за помощью к спасательной службе Финляндии, вертолетом которой с судна в порт Котка были эвакуированы все 12 членов экипажа.

В конце декабря 2008 г. проводилась поисково-спасательная операция в Каспийском море. С момента получения МСКЦ Астрахань информации (18:40 29.12.2008) о терпящем бедствие маломерном судне типа «Байда» до оказания помощи экипажу вертолетом Ка-27 (РОСТО) прошло 42 часа. При этом местоположение судна было известно. Привлечение авиации для оказания помощи терпящим бедствие согласно поданной заявке МСКЦ Астрахань в Южное межрегиональное управление Федеральной аэронавигационной службы и ФГУ «АЦКПС» (г. Ростов-на-Дону) планировалось на рассвет 30.12.2008. В 06:00 30.12.2008 было получено подтверждение о том, что готовятся к вылету три вертолета: Ка-27 (РОСТО) с а/п Астрахань, Ми-8 (ФСБ России) с а/п Кизляр и Ми-8 (ВВС Минобороны России) с а/п Приволжский. Тем не менее эвакуация потерпевших стала возможна только 31.12.2008 после личного вмешательства руководства Минтранса России и Росморречфлота.

Также в доктрине отсутствует раздел о выполнении Российской Федерацией своих обязательств по спасанию на внутренних водных путях. Следует дополнить доктрину указанным разделом.

Так ни одни вертолет не прилетел на помощь спасшимся пассажирам речного теплохода «Булгария», затонувшего на внутренних водных путях в районе Камского Устья на реке Волге 10 июля 2011 г. Спасшихся пассажиров вывозили на оказавшемся поблизости туристическом теплоходе «Арабелла».

Навигационно-гидрографическое обеспечение мореплавания

Навигационно-гидрографическое обеспечение (НГО) в отдельных случаях не отвечает требованиям по обеспечению безопасности общего мореплавания.

Существующая в настоящее время система навигационного оборудования портов и подходов к ним в некоторых районах не удовлетворяет требованиям принятого в 2003 году Резолюцией Международной морской организации (ИМО) А.953(23) Стандарта точности судовождения и рекомендациям Международной ассоциации маячных служб (МАМС).

Анализ состояния гидрографической изученности свидетельствует о многократном сокращении объемов гидрографических исследований, проводимых ГС ВМФ в прибрежных водах (работы по съемке рельефа дна носят эпизодический характер). Значительные районы прибрежной полосы морей Российской Федерации нуждаются в повторном обследовании.

В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос обновления национальной коллекции морских навигационных карт акваторий портов и подходов к ним, а также поддержания их на современном уровне с учетом требований Международной гидрографической организации на гидрографическую съёмку.

В настоящее время нормативно-правовая база НГО мореплавания устарела и в полном объеме не сформирована. Отсутствие руководящих документов, регулирующих отношения между министерствами и ведомствами в вопросах навигационно-гидрографического обеспечения мореплавания, препятствует созданию необходимых условий для безопасного и эффективного мореплавания, особенно на подходных каналах и фарватерах к портам.

Необходимо рассмотреть возможность включения в доктрину специального раздела, регламентирующего порядок реализации государственными органами Российской Федерации вышеуказанных принципов национальной морской политики, в котором будут утверждены качественные и количественные показатели эффективности деятельности каждого из участвующих в реализации принципов государственных надзорных органов, распределена их ответственность по направлениям деятельности и определены сроки достижения показателей.

Заключение

В целях повышения безопасности населения при нахождении на объектах внутреннего водного транспорта предлагается:

1. Ввести законодательную норму, позволяющую производить регистрационные действия с судном только после объявления владельцем целей его эксплуатации и проверки наличия документов, подтверждающих годность судна к заявленной цели эксплуатации.

2. Внести изменения в статьи 642 и 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив обязательность регистрации договоров аренды судна без экипажа в реестре арендованных судов.

3. Восстановить в полном объеме ранее осуществлявшийся Российским речным регистром и Российским морским регистром судоходства технический надзор за морскими судами, судами смешанного (река-море) и внутреннего водного плавания, впоследствии замененный на неопределенное понятие «техническое наблюдение». Установить срок ответственности эксперта РРР и РМРС после выдачи судовых свидетельств, а также периодичность осмотра судов экспертами РРР и РМРС.

4. Создать единую информационную базу осмотров судов государственными надзорными органами (Ространснадзор, Роспотребнадзор, Росприроднадзор), а также классификационными обществами.

5. Ввести в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (КВВТ) законодательную норму об обязательности первичного комиссионного осмотра судов государственными надзорными органами после зимнего отстоя перед выходом в эксплуатацию.

6. Законодательно или нормативно установить, что переклассификацию судов на более высокий класс плавания возможно осуществлять только при одобрении повышения класса организацией-проектантом. Пересмотреть и согласовать с проектантами все произведенные ранее переклассификации судов внутреннего водного плавания на более высокий класс. Запретить повышение класса для пассажирских судов старше 25 лет, а после 40 лет эксплуатации предусмотреть для таких судов снижение класса.

7. Объявить конкурс на разработку новых технологий спасания людей с пассажирских судов и нового поколения коллективных средств спасания на пассажирских судах.

8. Внести изменения в КВВТ по вопросу регистрации судов в части установления порядка исключения из реестра бесхозяйных судов, конструктивно погибших судов или судов, потерявших свое назначение как судно.

Кроме того, Минтрансу необходимо определить порядок привлечения воздушных судов и дежурных поисково-спасательных сил единой системы авиационно-космического поиска и спасания к выполнению работ по поисково-спасательному обеспечению морской деятельности России, включая систему возмещения затрат авиапредприятий, выполнивших авиационные поисково-спасательные работы на морских (речных) судах за счет резервного фонда Правительства России по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

При этом пункт 9 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда правительства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 750, позволяет выделять бюджетные ассигнования из резервного фонда федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, и/или за счет специально запрашиваемых бюджетных средств с последующим утверждением в Правительстве РФ.

Похожие публикации

Ваш отзыв