Глубокая профориентация дает результаты

Новости морского транспорта

Современное российское общество, поставив задачу модернизации как одно из ключевых направлений развития страны, в который раз столкнулось с проблемой кадровой обеспеченности.

Сергей ПАНЧЕНКО, заместитель начальника повоспитательной работе ФБОУ ВПО «Морская государственная академия имени адмирала Ф.Ф. Ушакова», канд. соц. наук, доцент

ОПЫТ ЕСТЬ

Попытки связывать проблему только с оттоком кадров не дают полной картины, поясняющей действительное состояние дел. Апеллирование к перекосам вузовской подготовки, в контексте превалирования одних специальностей над другими, тоже не может претендовать на исключительность уже в силу того, что свобода выбора не должна быть ограничена, что противоречило бы тем демократическим принципам, которые декларированы нашим государством. Следовательно, надо искать комплексный путь решения, позволяющий обеспечить необходимый кадровый потенциал, сохраняя при этом свободу выбора.

В России есть опыт профориентационной деятельности. Это позволяет предполагать, что возобновление подобной практики как программы действий приблизит нас к решению поставленной задачи. К сожалению, инерционность системы, недостаточная подготовка специалистов в конечном итоге сводят на нет интересную идею элективных курсов, ставших обязательными в средней школе. Практика говорит о том, что реальной отдачи подобная «профориентация» не дает.

Колебание интереса к той или иной профессии зависит от факторов, напрямую не связанных с системой образования, что, по сути, ставит институт образования в подчиненное положение, зависящее от конъюнктуры СМИ, телевидения и кинематографии, формирующих зачастую тот или иной взгляд, касающийся выбора приоритета. Хорошо известен факт, что после выхода на экраны фильма «Офицеры» количество поступающих в военные училища увеличилось вдвое, а романтизация героев «Бригады» дала совершенно обратный результат. Недостаточное влияние заинтересованных ведомств к пропаганде профессий, входящих в круг их компетенции, через подобные мощные информационные каналы требует от образовательных комплексов поиска самостоятельных путей решения.

НОВЫЙ ПОДХОД

Одним из таких подходов является организация системы глубокой профессиональной ориентации, направленной как на раннюю профориентацию – по сути профориентационную пропедевтику, так и на создание особых условий подготовки выпускника, остро востребованной не только родительским сообществом, но и самими школьниками. Особенно это относится к образовательным учреждениям высшего профессионального образования закрытого типа, в числе которых и некоторые вузы транспортного комплекса.

Глубокая профориентация ставит своей целью формирование у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности, создание дифференцированного подхода к личности выбирающего профессию, предоставление возможности каждому принять участие в апробации различных видов деятельности, в том числе избираемой.

В этом смысле пропедевтика профориентационной деятельности подразумевает первый этап, который связан с эмоциональной составляющей, атрибутикой и индивидуальным сопровождением. Совершенно очевидно, что глубокая профессиональная ориентация в данном контексте позволит выстроить совершенно иную конструкцию организации профессиональной работы в целом.

Создание особых условий связано с формированием профессионально ориентированной среды, позволяющей реализовать как качество образовательного процесса, так и его профессионально ориентационной составляющей. В этом смысле интересен опыт лицеев, организованных при некоторых вузах России. Именно в таких образовательных учреждениях более 80% выпускников готовы к осознанному выбору профессии, тогда как по стране эта цифра составляет только 44,6%. Кроме этого, выпускники лицеев имеют более высокую степень адаптации к вузовскому обучению по сравнению со школьниками, а неуспевающих среди бывших лицеистов гораздо меньше, чем среди остальных студентов. Подобный результат подтверждает целесообразность глубокой профориентации методом создания лицейских классов при вузах транспортного комплекса.

ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ В МГА ИМЕНИ УШАКОВА

В Морской государственной академии имени адмирала Ф.Ф. Ушакова разработан и решением Ученого совета принят к реализации пилотный проект организации на базе вуза факультета довузовской подготовки, который предусматривает создание условий для получения учащимися общего (полного) среднего образования, ориентированного на углубленное изучение предметов физико-математического цикла, что связано с инженерной направленностью вуза.

Факультет довузовской подготовки становится базовой площадкой, формирующей систему организации морских профильных классов как в городе, так и в регионе в целом. На настоящий момент такие классы уже начали работу в городах Геленджике, Анапе, Темрюке. Однако их деятельность не имеет достаточной координации, что не позволяет пока решать поставленные задачи, связанные с пропагандой морских профессий.

Пилотный проект предусматривает апробацию программы глубокой профориентации, а также организацию на следующем этапе сети морских классов, включенных в общую структуру системы профориентации академии.

Накопленный опыт работы, начатой три года назад с организации I слета морских кадетских классов России на базе ФГОУ ВПУ «Морская академия имени адмирала Ф.Ф. Ушакова», позволяет говорить о том, что в данную структуру могут быть включены и морские классы, с которыми академия сегодня сотрудничает, – из Туапсе, Сочи, Приморско-Ахтарска, Славянска-на-Кубани, Краснодара, Ростова, Тамбова, Волгограда, Смоленска. Если география станет шире, академия может рассматриваться как южный региональный центр профессиональной ориентации морской направленности.

Улучшение пропаганды морских профессий будет способствовать поступлению в морской вуз абитуриентов, осознанно сделавших свой выбор, мотивированный на получение специальностей транспортного комплекса, и устойчивому обеспечению кадрами предприятий Федерального агентства морского и речного транспорта.

Похожие публикации

Ваш отзыв