Государственно-частное партнерство в транспортной политике

Новости морского транспорта

8 декабря 2010 года в Москве состоялось совместное заседание совета директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП) и руководства Минтранса России, в котором приняли участие Министр транспорта РФ Игорь Левитин, заместитель Министра транспорта РФ Виктор Олерский, руководители профильных департаментов ведомства, а также представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти. Совет директоров подвел итоги работы портового комплекса за прошедший год и нормативно-правовой деятельности в соответствии спланом мероприятий по основным направлениям взаимодействия Минтранса и АСОП.

Владимир МИХАЙЛОВ

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МИНТРАНСА

Министр транспорта России Игорь Евгеньевич Левитин выступил с приветственным словом к участникам заседания Совета директоров Ассоциации морских торговых портов.

Открывая совместное заседание Минтранса России и Совета директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП) Министр транспорта Игорь Левитин поблагодарил Ассоциацию морских торговых портов за тесное и содержательное сотрудничество с министерством в вопросах законотворческой деятельности. В своем выступлении он отметил, как повлияет на деятельность морских портов создание Единого экономического пространства и вступление России в ВТО.

И.Левитин проинформировал собравшихся о рассматриваемом Минтрансом совместно с Минэкономразвития и Минфином вопросе продления ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015гг.) до 2019 года, сохраняя существующий объем средств и предусмотренный программой перечень объектов.

Министр обратил внимание членов Совета директоров АСОП на необходимость продолжения сотрудничества с Минтрансом по вопросам совершенствования нормативно-правовой базы деятельности морских портов, инновационных технологий и модернизации. В связи с этим И.Левитин предложил АСОП, в целях развития отрасли, подготовить предложения по перечню НИР, необходимых для разработки в предстоящем периоде и представить их на согласование в Минтранс.

Перед началом обсуждения вопросов повестки дня глава Минтранса предложил членам Совета высказать свое мнение по одному из важных для портовой отрасли вопросов – реформированию и акционированию ФГУП «Росморпорт».

И.Левитин подчеркнул, что по этому вопросу для Минтранса важно быть с представителями портового бизнеса в постоянном диалоге, как собственно и по многим другим вопросам развития отрасли. Затем Министр транспорта принял живое участие в дискуссии членов Совета, по вопросам, поднятым в отчете АСОП по итогам года.

СОВМЕСТНОЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО

С кратким докладом об итогах деятельности портового комплекса в 2010 году и работы Ассоциации совместно с Минтрансом в области нормативно-правовой деятельности выступили исполнительный директор АСОП Серик Жусупов и председатель Совета директоров АСОП Виталий Южилин.

С.Жусупов проинформировал о том, что объем грузопереработки российских морских портов за 10 месяцев 2010 года вырос более чем на 7% и составил практически 440 млн тонн – фактически столько, сколько было переработано за весь 2009 год. По прогнозам, до конца 2010 года рост составит порядка 10%.

С.Жусупов напомнил, что за последние 10 лет объем грузопереработки морскими портами вырос более чем в 3 раза. И в этом году превысит 500 млн тонн.

Далее председатель Совета директоров АСОП В.Южилин и исполнительный директор АСОП С.Жусупов остановились на законотворческой деятельности Ассоциации, отметив, что в этом году решен ряд задач, связанных с принятием важных для портового сообщества нормативно-правовых актов:

- 27 ноября 2010 года принят Федеральный закон 309-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». В части усовершенствования механизма применения налоговой ставки «0» процентов по работам (услугам) в их перечень внесены уточнения и дано определение «перевалки грузов», под которой «понимаются погрузка, выгрузка, слив, налив, маркировка, сортировка, упаковка, перемещение в границах морского, речного порта, технологическое накопление грузов, приведение грузов в транспортабельное состояние, их крепление и сепарация», то есть перечислены все основные услуги, оказываемые операторами морских терминалов;

- 27 ноября 2010 года принят Федеральный закон 308-ФЗ «О внесении изменений в главы 30 и 31 части второй Налогового Кодекса РФ», в соответствии с которым вновь построенные (введенные в эксплуатацию) с 01.01.2011 года портовые гидротехнические сооружения освобождаются от налога на имущество на 15 лет;

- 20 сентября 2010 года принято решение Комиссии Таможенного Союза, которым введены новые коды ТН ВЭД ТС для специализированного портового оборудования (аналоги которого не производятся в РФ) и установлена нулевая ставка ввозной таможенной пошлины. В настоящее время по совместной инициативе АСОП и Минтранса России готовится постановление Правительства РФ об освобождении этого оборудования от НДС;

- продвижение изменений в Типовую схему организации работы пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в морских и речных (озерных) пунктах пропуска, утверждаемую приказом Минтранса России. Изменения позволят совмещать комиссию судов с грузовыми операциями, сократив, таким образом, общее время обработки судов. В настоящее время приказ 239 от 03.11.2010 года находится на регистрации в Минюсте России.

С.Жусупов подчеркнул, что в настоящее время необходимо обратить внимание на следующее:

– Минтрансом России готовится ряд нормативных документов в рамках реализации закона «О транспортной безопасности». В частности, департаментом транспортной безопасности и специальных программ министерства подготовлен проект приказа Минтранса России «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающей уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта».

Данный проект не учитывает результаты проведенной работы по внедрению Кодекса ОСПС в морских портах, предусматривает требования, которые являются избыточными, что в случае их принятия может поставить под угрозу осуществление технологического процесса переработки грузов и дополнительные издержки операторов морских терминалов.

В планах охраны портовых средств учтены требования по обеспечению транспортной безопасности объекта инфраструктуры морского транспорта с учетом уровней транспортной безопасности, предусматриваемые проектом приказа Минтранса России.

С.Жусупов обратился с просьбой к Минтрансу привлекать специалистов АСОП при разработке подзаконных актов, направленных на реализацию Федерального закона «О транспортной безопасности», учитывая, что операторами морских терминалов проведена работа по внедрению требований Кодекса ОСПС.

Затем С.Жусупов проинформировал присутствующих о том, что в сентябре текущего года Минтранс начал работу по внесению изменений в Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации». По результатам правоприменительной практики АСОП представила ряд поправок в закон, затрагивающих земельные и имущественные отношения в морских портах, вопросы аренды объектов инфраструктуры морских портов, лицензирования, взаимоотношений с организациями смежных видов транспорта и др. Планируется, что формирование окончательных поправок в ФЗ «О морских портах в Российской Федерации» будет завершено в 2011 году.

ИСТИНА – В ДИСКУССИИ

В ходе отчета исполнительного директора АСОП между представителями власти и бизнеса не раз происходил обмен мнениями по наиболее проблемным вопросам отрасли. В частности широкая дискуссия возникла по вопросу о государственном регулировании тарифов в морских портах РФ и его влиянии на конкурентоспособность.

Участники разговора отметили, что в этом направлении есть частичные сдвиги, а именно: в настоящее время ФСТ России проводит в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург» эксперимент по отмене регулирования тарифов.

Члены Совета директоров в результате дискуссии пришли к единому мнению и поручили Дирекции АСОП подготовить обращение в адрес Игоря Шувалова, первого заместителя председателя Правительства РФ, касательно принятия мер по отмене государственного регулирования тарифов в морских портах РФ.

Министр транспорта И.Левитин отметил, что подведение итогов по проводимому эксперименту по отмене регулирования тарифов в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург» необходимо завершить к середине 2011 года.

Коме того, выслушав мнения участников, Министр обратил их внимание на то, что при инициировании вопроса по отмене государственного регулирования тарифов по всем видам грузов в морских портах РФ, следует учесть необходимость сохранения государственного регулирования тарифов для перевозок воинских грузов и грузов МЧС.

Он также высказал мнение касательно дерегулирования тарифов не по всем видам грузов, в частности, о возможности проведения совместной с АСОП работы по дерегулированию тарифов на перевалку грузов в контейнерах (исключению указанных услуг из Перечня услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, утвержденного Постановлением Правительства РФ 293).

Еще один важный обмен мнениями произошел по вопросу реформирования Росморпорта. В целом, как было сказано на заседании, Ассоциация поддерживает необходимость его акционирования.

В ходе дискуссии И.Левитин подчеркнул, что акционирование Росморпорта должно осуществляться в соответствии с действующим законодательством (на основании Закона об акционерных обществах) и внесением необходимых изменений в действующее законодательство, в частности, в Закон о морских портах.

В итоге дискуссии выступающие сошлись во мнении, что в вопросе реформирования Росморпорта должна идти совместная конструктивная работа.

СЛОВО – ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ ВЛАСТИ

В процессе заседания Совета директоров выступили представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти (В.А.Олерский – Минтранс, Е.А.Федоров – Комитет ГД РФ, В.А.Попов – Комиссия СФ РФ по национальной морской политике, И.М.Русу – ФГУП «Росморпорт», А.Ю.Клявин – Минтранс, В.А.Попов – Ространснадзор, В.Н.Зотов – Росграница, В.Е.Реутов – ФАС России, В.В.Квитко – ФСТ России), которые информировали:

- о роли российских морских портов для обеспечения внешней торговли и внутренних перевозок;

- о формировании единого таможенного пространства, единого экономического пространства и вступления России в ВТО, влиянии указанных процессов на деятельность морских портов;

- о вопросах совершенствования законодательной базы, регулирующей деятельность в морских портах РФ, инновационных технологий и модернизации;

- о государственном регулировании тарифов в морских портах РФ и его влиянии на конкурентоспособность;

- о вопросе реформирования ФГУП «Росморпорт»;

- о проекте ФЗ о пунктах пропуска через государственную границу РФ;

- о проекте Постановления Правительства РФ О порядке обеспечения недискриминационного доступа к услугам в морских, речных портах и транспортных терминалах;

- о реализации положений ФЗ О морских портах и о ходе работы по подготовке подзаконных актов к нему;

- о реализации Постановлений Правительства РФ 620, 623 Технический регламент О безопасности объектов морского транспорта и Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта;

- о проекте федерального закона (новая редакция) «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Министр транспорта И. Левитин обратил также внимание присутствующих на основное направление проекта ФЗ «О пунктах пропуска через государственную границу РФ». Расходными обязательствами РФ после принятия федерального закона будут технические расходы на эксплуатацию пунктов пропуска и расходы на строительство только стратегически важных пунктов пропуска.

При этом передачу пунктов пропуска Росгранице оператором морского терминала можно осуществлять по договору дарения. В таком случае АСОП необходимо инициировать подготовку поправок в Налоговый Кодекс РФ (при дарении оператором морского терминала имущества в пользование Российской Федерации оно не должно облагаться НДС), также необходимо проанализировать влияние указанной операции на налог на имущество и налог на прибыль.

Руководитель Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Алексей Клявин подчеркнул, что необходимо продолжение работы по проекту Постановления Правительства РФ «О порядке обеспечения недискриминационного доступа к услугам в морских, речных портах и транспортных терминалах» и создание рабочей группы с участием специалистов АСОП.

О результатах эффективной совместной деятельности Ассоциации с федеральными органами исполнительной власти проинформировал руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Александр Давыденко, который рассказал о деятельности Росморречфлота по созданию в морских портах благоприятного инвестиционного климата. Он отметил, что морская отрасль была и остается наиболее успешной в плане привлечения инвестиций.

– На 1 рубль федеральных средств в этом году вложено около 4,5 рублей частных инвестиций. Из федеральных средств в этом году мы вложили в развитие инфраструктуры морских портов чуть больше 13 млрд рублей – это Усть-Луга, Высоцк, Санкт-Петербург, Сочи, Оля, Махачкала, Петропавловск-Камчатский, Владивосток, причалы на о. Русский.

Александр Давыденко обратил внимание присутствующих на принятие нового порядка выделения госсредств, предусматривающего выделение средств по инвестиционным проектам в 2011 году в случае предоставления в 1-ом квартале 2011 года проектно-сметной документации: при подаче документов позднее указанного срока выделение средств по проектам будет перенесено на 2012 год.

Заместитель руководителя Ространснадзора Владимир Попов проинформировал участников о том, что в рамках реализации Постановления Правительства РФ620 Технический регламент О безопасности объектов морского транспорта Ространснадзор инициирует работу по подготовке предложений своего ведомства, направит их на рассмотрение в АСОП. Он отметил, что консолидированную позицию по выработанным предложениям необходимо до конца августа 2011 года направить в Департамент государственной политики в области морского и речного транспорта.

Касательно проекта федерального закона (новая редакция) «О лицензировании отдельных видов деятельности» Владимир Попов обратил внимание на то, что в настоящей редакции закона изменений в части двойного лицензирования нет (на один и тот же вид работ – перевалку опасных грузов – необходимо будет получать две лицензии: на перевалку опасных грузов в морских портах и на железнодорожном транспорте).

В заключение заседания председатель Совета директоров АСОП В.Южилин поблагодарил присутствующих за участие в заседании и подчеркнул, что конструктивность при обсуждении ряда вопросов повестки дня заседания вызвана прежде всего тем, что в заседании участвовали представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти.

Похожие публикации

Ваш отзыв