Инновационные технологии в профессиональном образовании

Новости морского транспорта

Для решения комплекса задач, поставленных подпрограммой «Внутренний водный транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)», объективно возрастает потребность в квалифицированных кадрах для транспортной отрасли.

Увеличение потребности в квалифицированных специалистах плавсостава уработодателей идет на фоне ухудшения демографической ситуации в стране, резкого сокращения количества абитуриентов, низкого престижа инженерных профессий из-за сложности овладения ими и недостаточно высокого уровня заработной платы после окончания вуза.

Ситуация, сложившаяся с кадрами на водном транспорте, свидетельствует, что кадровым потенциалом отраслевых предприятий являются уже работающие взрослые люди, которым необходимо получить первое высшее или дополнительное профессиональное образование без отрыва от производственной деятельности.

Таким образом, перед вузами стоит задача создания такой технологии обучения, которая позволит работникам отрасли повышать свою квалификацию, проходить переподготовку или получать высшее профессиональное образование, не прерывая свою трудовую деятельность.

Дистанционные технологии

Подготовка специалистов в университете по плавательским специальностям по очной форме обучения имеет ряд особенностей, вызванных отраслевой спецификой. В процессе обучения студентам необходимо проходить плавательскую практику. Договоры на проведение практики заключаются с судоходными компаниями. Судовладельцы заинтересованы в том, чтобы студенты не только проходили практику, но и работали на штатных должностях весь навигационный период, имея в соответствии с Положением о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания квалификационные свидетельства матроса или моториста.

Следовательно, учебные заведения вынуждены разрешать студентам обучение по индивидуальным графикам, обеспечивающим увеличение продолжительности практической составляющей обучения и уменьшения времени на изучение теории. Однако студент, находясь на судне, может в свободное от вахты время самостоятельно изучать теоретические вопросы, имея в своем распоряжении необходимое учебно-методическое обеспечение и возможность при необходимости обратиться к преподавателям с возникающими вопросами.

Увеличение времени самостоятельной работы студентов, поддержанное соответствующими информационными ресурсами и коммуникационными технологиями, позволит им получать качественное образование.

Дистанционные технологии обучения предоставляют возможность проходить теоретическое и практическое обучение, проводить самотестирование по изучаемым курсам непосредственно на рабочем месте. Время нахождения работника на территории университета может быть минимизировано и использовано только для прохождения итоговой аттестации под наблюдением преподавателя и получения документа об образовании.

Судовладельцы не будут испытывать трудности с кадрами в навигационный период, а студенты смогут работать по профилю выбранной специальности, практически не прерывая учебный процесс.

Следует отметить, что отраслевые работодатели (например, Северо-Западное пароходство) уже сейчас готовы оплачивать сеансы связи студентов с университетом для передачи на проверку выполненных заданий, рефератов, практических и расчетно-графических работ и для обеспечения консультаций тьюторов.

В условиях существенного дефицита специалистов плавсостава такая технология может стать альтернативой очной форме обучения по эксплуатационным специальностям.

Кроме того, судовладельцы заинтересованы, чтобы повышение квалификации или переподготовка специалистов не требовали длительного отсутствия работников на рабочем месте.

Единая система образовательных звеньев

Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций (СПГУВК) – старейший транспортный вуз, функционирующий как вертикально интегрированный научно-образовательный комплекс в Северо-Западном регионе России, в котором на протяжении многих лет непрерывно ведутся работы по информатизации образовательной деятельности.

Сегодня в составе университетского комплекса СПГУВК 10 факультетов, 47 кафедр, аспирантура, докторантура, научно-образовательный центр инновационного развития водного транспорта, центр довузовского образования, колледж водного транспорта и т.д.

Университетский комплекс представляет собою единую систему, состоящую из взаимосвязанных образовательных звеньев, позволяющую выстроить вертикальную цепочку «программы НПО – программы СПО – программы ВПО – предприятие», что обеспечивает непрерывную подготовку кадров для отрасли и способствует повышению качества отраслевого образования.

В университете сформирована сеть, включающая 7 филиалов, расположенных в различных регионах страны. Деятельность филиалов позволяет существенно расширить возможности университета по обеспечению потребностей регионов в специалистах для водного транспорта.

Контингент обучающихся (включая филиалы) составляет 14 тысяч человек, из них по программам ВПО обучается свыше 11 тыс. человек и около 3 тыс. человек по программам среднего профессионального образования.

Численность профессорско-преподавательского состава составляет более 540 человек, из них 93 доктора наук, 268 кандидатов наук, 32 академика отраслевых академий, 2 заслуженных деятеля науки РФ.

Университет готовит инженерные кадры по следующим основным системообразующим специальностям инфраструктуры водного транспорта:

«гидротехническое строительство»,

«эксплуатация перегрузочного оборудования портов и транспортных терминалов»,

«организация перевозок и управление на водном транспорте»,

«электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов»,

«комплексное использование и охрана водных ресурсов»,

«кораблестроение»,

«судовождение»,

«судовые энергетические установки» и др.

Также ведется подготовка по трем основным эксплуатационным специальностям:

«судовождение»,

«эксплуатация СЭУ»,

«эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики».

В течение уже многих десятилетий университет традиционно готовит экономистов для эксплуатационных и береговых предприятий водного транспорта. В настоящее время на факультете экономики и финансов осуществляется подготовка по специальностям:

«экономика и управление на предприятии»,

«финансы и кредит»,

«антикризисное управление»,

«бухучет, анализ и аудит»,

«прикладная информатика в экономике»,

«менеджмент организации»

и по направлениям бакалавриата: «экономика» и «менеджмент».

СПГУВК является университетским комплексом, в котором ведется подготовка студентов и по непрофильным специальностям, учитывающим отраслевую специфику. Это:

«комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем»,

«информационные системы и технологии»,

«прикладная математика и информатика»,

«культурология»,

«реклама»,

«туризм»,

«юриспруденция».

С 2009 года университет также осуществляет прием на обучение по направлениям магистратуры: «менеджмент» и «культурология».

Университет реализует широкий спектр программ дополнительного профессионального образования, осуществляет тренажерную подготовку комсостава судов и береговых специалистов, а также профессиональную подготовку по рабочим профессиям (матрос, моторист, шкипер, донкерман, судоводитель маломерного судна и др.).

В составе университета современные научные и учебные лаборатории, среди них: гидротехническая лаборатория им. проф. В.Е. Тимонова, уникальный опытовый бассейн; дизельная лаборатория; специализированная лаборатория моделирования транспортных процессов и инновационных методов обучения им. проф. А.С. Бутова. Для подготовки судоводителей и судомехаников используются многофункциональные учебно-тренажерные центры и планетарий.

Образовательные технологии

В настоящее время перед университетом стоит задача разработки и внедрения системы непрерывного образования специалистов плавсостава морского и речного транспорта на основе современных дистанционных технологий обучения «ФАРВАТЕР».

Несомненно, катализатором процесса создания системы дистанционного обучения помимо решения отраслевых проблем явились интернетизация образования, необходимость онлайн-поддержки образовательного процесса и широкое распространение идей E-Learning, нашедшие отражение в требованиях федеральных ГОС, которые в области информатизации включают следующее:

- Содержание каждой учебной дисциплины должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети вуза.

- Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по изучаемым дисциплинам из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Эти требования ФГОС могут успешно реализовываться с помощью дистанционных образовательных технологий на базе образовательного (информационно-коммуникационного) портала университетского комплекса.

Внедрение образовательного портала особенно эффективно для университета, вуза со сложной организационной структурой, имеющего удаленные филиалы и реализующего заочную форму обучения. Образовательный портал предназначен для всех категорий обучающихся: абитуриентов, курсантов колледжей и речных училищ, студентов, аспирантов, слушателей программ ДПО, так как дистанционные технологии могут использоваться при реализации программ всех уровней профессионального образования. Портал позволяет значительно расширить образовательные возможности вуза и его привлекательность за счет создания виртуальной образовательной среды, которая обеспечивает доступ к образовательным ресурсам университетского комплекса работников отраслевых предприятий, специалистов плавсостава, филиалов университета.

Образовательные ресурсы системы дистанционного обучения помимо портала включают образовательные ресурсы Интернета: электронные библиотечные системы, системы интернет-тестирования и интернет-тренажеры.

Образовательный портал включает модуль поддержки образовательного процесса, электронный кабинет обучающегося, электронный кабинет преподавателя, электронный кабинет заказчика. Модуль поддержки образовательного процесса является главным элементом информационно-ресурсного обеспечения учебного процесса нормативной документацией и учебно-методическими материалами для обучения, сопровождения и контроля образовательного процесса. Модуль включает электронные базы учебно-методических материалов, электронную библиотеку, медиатеку и инструменты обучения. К инструментам обучения относятся вебинары, виртуальные лабораторные работы, виртуальные обучающие тренажеры.

Обращение к порталу осуществляется через электронные кабинеты обучающегося, преподавателя и заказчика. Электронный кабинет обучающегося обеспечивает доступ к информационным ресурсам и предоставляет возможность обмена информацией с преподавателями, студентами, позволяет проводить самотестирование и осуществлять контроль знаний преподавателями и т.п.

Электронный кабинет преподавателя позволяет размещать на портале учебные материалы, проводить тестирование и опросы обучающихся, обмениваться информацией с обучающимися.

Электронный кабинет заказчика (работодателя, родителей обучающихся) позволяет получать информацию об итогах учебной деятельности обучающихся.

В настоящее время проходит пробное тестирование образовательного портала. В тестировании портала на первом этапе участвуют судоводительский и судомеханический факультеты университета. На портале концентрируется информация об этих факультетах и кафедрах, нормативная база образовательного процесса, инструкции для преподавателей и студентов, отрабатываются технологии доступа к порталу через локальную сеть университета.

С целью защиты интеллектуальной собственности университета сотрудники управления информатизации преобразуют учебные планы и учебно-методические комплексы дисциплин в формат PDF, добавляют подложку с надписью: «ФГОУ ВПО СПГУВК» и размещают на портале. После завершения тестирования будут рассмотрены его результаты, проведен опрос участников (преподавателей и студентов) и приняты меры по совершенствованию его работы и дальнейшему развитию.

Электронная библиотека

Одновременно с тестированием портала активно идет формирование электронной библиотеки и медиатеки университета. В издательско-полиграфическом центре на протяжении последних лет создавалась база электронных версий учебников, учебных пособий и учебно-методической литературы, изданной в университете. Эта база положена в основу электронной библиотеки университета. С целью модернизации электронного каталога библиотеки и для обеспечения доступа студентов к ресурсам электронной библиотеки запланировано приобретение в ближайшее время новой версии электронного каталога библиотеки «ИРБИС-64». Новая версия электронного каталога позволит «прикреплять» электронные версии изданий к каталогу. Таким образом, студенты смогут осуществлять поиск необходимой литературы в электронном каталоге библиотеки университета и при наличии электронной версии получить доступ к просмотру. Доступ к электронному каталогу библиотеки в соответствии с требованиями ФГОС будет осуществляться в локальной сети университета, а в дальнейшем и через Интернет.

Университет продолжает заниматься оцифровкой учебных фильмов. В настоящее время медиатека университета включает порядка 200 учебных фильмов и киножурналов. Следует отметить, что материалы медиатеки недостаточно активно использовались в образовательном процессе. Для повышения эффективности использования фондов медиатеки ведется работа по созданию ее электронного каталога, определению того, какие фильмы актуальны сегодня и представляют интерес при изучении учебных дисциплин. После завершения этой работы доступ к медиатеке смогут получить преподаватели и студенты на образовательном портале университета.

Таким образом, в университете создается информационно-образовательное пространство, позволяющее эффективно управлять учебным процессом и предоставляющее студентам необходимые для успешного обучения информационные и образовательные ресурсы и технологии.

Внедрение системы непрерывного образования специалистов плавсостава морского и речного транспорта на основе современных дистанционных технологий обучения «ФАРВАТЕР»:

позволит решить современными методами растущую проблему нехватки специалистов плавсостава с одновременным закреплением кадров на рабочих местах;

предоставит возможность специалистам флота получать качественное образование непосредственно на рабочих местах без длительного отрыва от производственной деятельности;

позволит университету значительно увеличить количество обучаемых без существенного увеличения числа профессорско-преподавательского состава и необходимости расширения учебных площадей и учебно-лабораторной базы, существенно снизить стоимость обучения;

обеспечит снижение образовательной нагрузки на отраслевой бюджет.

Инновационное развитие России невозможно без тесной кооперации работодателей и учебных заведений. Кадровый потенциал и материально-техническая база позволяют университету решать практически любые задачи в области водного транспорта.

В связи с наметившейся тенденцией увеличения количества поступающих на программы начального и среднего профессионального образования университет готов учесть пожелания работодателей по расширению спектра реализуемых программ этих уровней образования. Используя технологии дистанционного обучения, университет может реализовывать практически любые программы ДПО: от тренажерной подготовки комсостава судов и береговых специалистов до профессиональной подготовки по рабочим профессиям.

Университет может проводить научные исследования и оказывать консалтинговые услуги работодателям, например проводить опросы партнеров и клиентов отраслевых компаний, обрабатывать их результаты и давать рекомендации по улучшению различных направлений деятельности.

В настоящее время СПГУВК является признанным лидером в деле подготовки кадров высшей квалификации для предприятий и организаций водного транспорта и береговой инфраструктуры. И мы уверены, что, используя инновационные технологии обучения, сможем сохранить высокий научный и педагогический потенциал, стабильную динамику развития, обеспечивающие университету высокие позиции как в российском, так и в международном научном и образовательном пространстве.

С. БАРЫШНИКОВ, ректор ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций»,

Т. ПАСТУЩАК, проректор по информационным технологиям и региональному обучению

Похожие публикации

Ваш отзыв