К вопросу возрождения инфраструктуры севера

Новости морского транспорта

В настоящее время заметно повысился интерес к трассам Северного морского пути Это связано прежде всего, с глобальным потеплением, а также с началом освоения Россией арктических шельфовых месторождений и планами государства по возрождению судоходства в арктическом регионе. Именно поэтому в федеральной программе развития северных территорий РФ особое место занимает и развитие северных портов со всей необходимойинфраструктурой.

К таким портам, в том числе, относятся морской порт Тикси и морской порт Зеленый мыс, в которых в 2009 – 2010 годах были созданы филиалы Администрации морского порта Восточный. На примере этих портов можно увидеть, какие проблемы предстоит решить России при восстановлении инфраструктуры Северного морского пути.

Максим ПЕРЕВАЛОВ

ПРОБЛЕМЫ СЕВЕРНЫХ ПОРТОВ

Порт Тикси – крупный транспортный узел российской Арктики, можно сказать, «морские ворота» Якутии. История этого порта Северного морского пути берет начало в 1934 году. Большое значение порт сыграл в годы Великой Отечественной войны: через него шли военные и гражданские грузы в Архангельск, Мурманск и Владивосток. Максимальный грузооборот порта зарегистрирован в 1987 году – за навигацию он составил 850 тыс. тонн.

Сегодня обработка судов в порту Тикси производится как у причалов, так и на рейде с использованием специальных плавсредств и судовых перегрузочных устройств. Для хранения грузов используются 3 крытых склада и 17 открытых площадок общей площадью соответственно 3,8 тыс. м2 и 32,25 тыс. м2.

В порту перегружаются различные генеральные, строительные грузы, контейнеры (весом до 20 тонн), уголь, круглый лес, пиломатериалы, продовольственные грузы, которые предназначаются для местных получателей, а также арктических населенных пунктов, расположенных в центральном секторе Арктики и якутском регионе. В порту могут быть перегружены грузы массой одного места не более 15 тонн, максимальная масса тяжеловеса составляет 64 тонны.

Кроме порта Тикси, еще один северный порт входит в ФГУ «АМП Восточный» – это недавно преобразованный из речного в морской порт Зелёный мыс. Расположен он на правом берегу реки Колымы. Сегодня порт обслуживает грузополучателей в бассейне реки, переваливая нефтепродукты и генеральные грузы. Грузооборот порта составляет несколько десятков тысяч тонн грузов в год.

Однако в настоящее время и в Тикси, и в Зеленом мысе достаточно проблем как имущественного, так и правового порядка, свидетельствующих об отсутствии в этих портах в предшествующие годы рачительного хозяина и полноценных властных функций.

Достаточно сказать о том, что хозяйствующие субъекты, которые на данный момент осуществляют свою деятельность в названных портах, не поддержавают в надлежащем состоянии объекты портовой инфраструктуры, не соблюдают установленных требований эксплуатации портовых гидротехнических сооружений, не имеют лицензий на осуществляемую деятельность и т.д.

Вместе с тем, в этих портах до сих пор не определены четкие границы, не взимаются портовые сборы, которые могли бы пойти на поддержание государственного имущества портов в рабочем состоянии, не обеспечивается в полной мере безопасность мореплавания.

Со времени своего назначения капитаном морского порта Восточный в начале текущего года Андрей Городиштьян уже трижды побывал с проверками хозяйствующих субъектов во вверенных ему северных морских портах Тикси и Зеленый мыс. В ходе этих проверок им было выявлено множество грубых нарушений как федерального законодательства, так и местных постановлений и распоряжений по порту, в том числе установлено, что на многих объектах, где находятся опасные грузы (нефть, уголь), даже отсутствует охрана.

Главными проблемами в северных районах, с точки зрения нового капитана порта, остаются вопросы безопасности мореплавания, лицензирования деятельности хозяйствующих субъектов в соответствии с требованиями закона, нарушения правил и нормативов при эксплуатации гидротехнических сооружений портов.

По инициативе ФГУ «АМП Восточный» и линейного отдела Госморречнадзора в Якутске было проведено межведомственное совещание с участием руководителей заинтересованных ведомств, на котором было принято решение об устранении всех нарушений законодательства РФ. По итогам совещания в Якутскую транспортную прокуратуру, в Министерство транспорта Республики Саха (Якутия) и Ленское объединенное речное пароходство были направлены обращения о необходимости применения мер соответствующего реагирования, проведен ряд рабочих встреч с руководителями занятых в морском бизнесе организаций с участием председателя правительства Республики Саха (Якутия).

Несмотря на то, что в вопросах обеспечения морской безопасности в северных портах лед тронулся, не все вопросы пока решены на должном уровне.

БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ – ЗАДАЧА ОБЩАЯ

Следствием аналогичной безответственности на море, нарушений правил судоходства и безопасности мореплавания стал трагический случай с буксиром «Алексей Кулаковский», который 26 августа 2010 года вышел в море Лаптевых для оказания помощи терпящему бедствие рыболовецкому судну «ТБ-0012», но вследствие имеющихся неисправностей и неудовлетворительной организации работ по борьбе за живучесть судна в ночь на 27 августа затонул.

Комиссия Ространснадзора по расследованию обстоятельств гибели буксира, в которую входил и капитан морского порта Восточный Андрей Городиштьян, в результате проведенного расследования установила, что буксир находился в технически неисправном и немореходном состоянии, имели место недостатки в комплектовании экипажа судна, капитан судна не обладал достаточной компетентностью, а судовладелец не обеспечил судну безопасной эксплуатации.

По итогам проверки Комиссией было предложено создать при Министерстве транспорта Саха (Якутия) постоянно действующий совещательный орган по безопасности на внутренних водах РФ в составе представителей транспортной и природоохранной прокуратур, органов внутренних дел на транспорте, государственного морского и речного надзора, Ленского государственного бассейнового управления внутренних водных путей и судоходства и ведущих транспортных предприятий.

Кроме того, Комиссия рекомендовала создать в Республике Саха (Якутия) бассейновый учебно-тренажерный центр для вновь принимаемого плавсостава с целью приобретения и закрепления на практике навыков по борьбе за живучесть судна, по проведению аварийно-спастельных мероприятий, а также рекомендовала правительству Республики Саха (Якутия) привлечь материальные средства на улучшение профессиональной подготовки курсантов речных и морских учебных заведений, создание тренажерных классов и включить в состав государственных аттестационных комиссий представителей Госморречнадзора и ФГУ «АМП Восточный».

Помимо этого, комиссия заострила внимание на необходимость усовершенствования системы организации портового контроля судов, усиления службы капитана устьевого порта Якутск путем увеличения её численности, обеспечения инспекторов средствами доставки на подконтрольные объекты и направления сотрудников службы капитана на курсы повышения квалификации.

Службе безопасности мореплавания ЛОРП было рекомендовано организовать эффективную работу аварийного штаба, проведя проверки знаний капитанов, старших помощников и старших механиков перед назначением на суда.

Между тем, нельзя не отметить, что с приходом портовых властей в забытые северные порты ситуация начала меняться к лучшему. На данный период идет активная работа по надлежащей организации службы портового контроля в устьях рек Лена, Колыма и Яна. Период зимнего отстоя – это время, когда идет подготовка к навигации 2011 года. Конечно, одному капитану морского порта Восточный трудно будет справиться со всеми поставленными перед ним задачами. Большая роль в обеспечении безопасности мореплавания отводится всем компаниям и организациям, задействованным в этом регионе, всем участникам морских перевозок.

Но если государство сегодня заинтересовалось возрождением своей утраченной инфраструктуры Северного морского пути, то к этой работе должны подключаться все властные структуры и ведомства и оказывать всестороннюю поддержку тем специалистам и руководителям на местах, кто в самых отдаленных и заброшенных уголках нашей страны не боится трудностей и принимает на себя всю тяжесть работы в суровых условиях Крайнего Севера.

НЕФТЬ И ГАЗ В ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ПОРТОВ СЕВЕРА

На шельфе моря Лаптевых сосредоточены крупные запасы нефти и газа. Наиболее перспективным в плане разведки и добычи углеводородов в Лаптевском нефтегазовом бассейне является Трофимовское поднятие, расположенное у северного побережья дельты реки Лены и занимающее часть дельты и акватории моря.

Разработка здесь месторождения может оказать существенное влияние на развитие топливно-энергетического комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока. Поэтому в перспективе, учитывая запасы природных ресурсов континентальной части Якутии и потенциальные ресурсы шельфа, потребуется дальнейшее развитие морской составляющей транспортного потенциала, связанного с транспортировкой добываемых объемов углеводородов и их морскими перевозками.

ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АМП ВОСТОЧНЫЙ

В зону ответственности ФГУ «АМП Восточный» входят морские порты Восточный, Находка, Тикси и Зеленый мыс.

На руководителя АМП – капитана морского порта Восточный – возлагаются следующие функции:

- обеспечение в зоне ответственности АМП государственного регулирования портовой деятельности;

- обеспечение в зоне ответственности АМП безопасности мореплавания и порядка;

- осуществление надзора за безопасной технической эксплуатацией портовых сооружений и объектов, обеспечение их надлежащего состояния и ремонта;

- обеспечение развития и строительства новых портовых сооружений и объектов, в том числе перегрузочных комплексов.

Одним из крупнейших и перспективных проектов развития Восточного порта является проект «Сахалин-1». В его рамках начато сооружение железобетонных оснований гравитационного типа (CGBS) для нефтегазовых платформ. Сроки окончания строительства – ноябрь 2011 года.

Другим стратегическим проектом в порту Восточном стал терминал по перевалке нефти в бухте Козьмино – оконечная точка строящегося нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). В настоящее время решается вопрос по организации негосударственной лоцманской службы для обслуживания крупнотоннажных танкеров на нефтеналивном терминале ООО «СпецМорНефтепорт «Козьмино» как альтернативы действующей лоцманской службе Восточного филиала ФГУП «Росморпорт». При этом в «АМП Восточный» считают, что создание государственной бассейновой лоцманской службы, которая могла бы осуществлять лоцманскую проводку судов во всех портах и портопунктах Дальневосточного бассейна, было бы наиболее разумным шагом, направленным на обеспечение безопасности мореплавания во всем регионе, а не только на извлечение выгоды отдельными хозяйствующими субъектами.

ФГУ «АМП Восточный» тесно работает сегодня с Дальневосточным территориальным управлением Росграницы по приведению к современному уровню пункта пропуска через Государственную границу РФ.

В плане повышения безопасности в морских портах и с целью совершенствования организации межведомственного взаимодействия, оценки состояния сил и средств в условиях чрезвычайной ситуации в морском порту Восточный 8 октября 2010 года по инициативе «АМП Восточный» проведены тактико-специальные учения: «Действия сил и средств организаций морского порта Восточный, взаимодействующих правоохранительных и силовых органов по противодействию террористическим актам и захвату судов, оказанию помощи судам, терпящим бедствие, поиску и спасению людей на море и ликвидации аварийного разлива нефтепродуктов на акватории морского порта Восточный».

В настоящее время в ФГУ «АМП Восточный» существенное внимание уделяется развитию информационных технологий, автоматизации процессов взаимодействия между структурными подразделениями как самой администрации, так и с вышестоящими органами, иными государственными учреждениями и организациями с использованием современных средств телекоммуникационной связи. В частности, на данный момент проводится работа по внедрению в ФГУ «АМП Восточный» программы электронного документооборота, что позволит существенно облегчить и скоординировать деятельность всех служб учреждения, организовать единый порядок работы с документами, автоматизировать основные процессы делопроизводства, взять под контроль огромный поток документов, исключив возможность потери информации.

Похожие публикации

Ваш отзыв