Коварный НДС. Налоговые риски при начислении налога на добавленную стоимость (НДС) на услуги по обслуживанию судов в порту

Новости морского транспорта

Обработка и обслуживание торгового судна в порту является важным элементом транспортного процесса как с точки зрения эксплуатации, так и с точки зрения оплаты оказываемых работ/услуг и обложения их налогами.

При этом известно, что проблемы налогообложения оказывают существенное влияние наконкурентоспособность российских портов.

в данной статье рассматриваются вопросы решения налоговых проблем при начислении налога на добавленную стоимость (НДС) на услуги по обслуживанию судов в порту.

Е.А.ЛАВРЕНТЬЕВА, Заместитель начальника Государственной морской академии им. адм. С.О. Макарова, д.э.н., профессор;

Г.А. ПЛАВИНСКАЯ, Начальник факультета Экономики Государственной морской академии им. адм. С.О. Макарова, к.э.н., доцент

Налоговое законодательство России предусматривает освобождение от налога на добавленную стоимость (НДС), реализацию на территории Российской Федерации работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период их стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), а также лоцманскую проводку (пп.23 п.2 ст.149 НК РФ).

Важно подчеркнуть, что это льгота, и налогоплательщик, выполняющий такие работы или оказывающий такие услуги, не имеет права отказаться от нее.

Для правильного применения данных преференций необходимо обобщить основные условия, которые должны выполняться. При этом следует учесть, что понятия и термины гражданского, административного и других разделов законодательства РФ, используемые в налогообложении, применяются в том значении, в каком они трактуются в этих отраслях законодательства, если иное нормативно не предусмотрено.

УСЛОВИЕ ПЕРВОЕ

Первое условие связано с местом обслуживания судна – портом. Федеральный закон от 08.11.2007 г. 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о портах) и Кодекс торгового мореплавания РФ (далее – КТМ) определяют морской порт как совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта.

Границами морского порта являются границы его территории и акватории, которые устанавливаются и изменяются Правительством РФ в соответствии с Земельным кодексом РФ и Водным кодексом РФ (ст.1, ст.5 Закона о портах; ст.9 КТМ).

Таким образом, если место, где осуществляются работы и услуги по обслуживанию судов, соответствует приведенному выше определению, то первое условие выполняется.

УСЛОВИЕ ВТОРОЕ

Второе условие касается перечня и сущности работ и услуг по обслуживанию судов в порту. Правила оказания услуг в морском порту регулируются ст.17 Закона о портах. В морском порту оказываются услуги по обслуживанию судов, осуществлению операций с грузами, в том числе по перевалке грузов, обслуживанию пассажиров и другие.

В соответствии с действующим законодательством на федеральный орган исполнительной власти в области транспорта с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти возлагаются полномочия по утверждению:

- правил оказания услуг по перевалке грузов в морском порту;

- правил оказания услуг по обслуживанию судов в морском порту и на подходах к нему;

- правил оказания иных обычно оказываемых в морском порту услуг.

Для рассматриваемого налогового вопроса важно подчеркнуть, что правила оказания услуг по обслуживанию судов в морском порту и на подходах к нему регулируют сами условия оказания таких услуг. Однако в настоящее время такие правила нормативно пока не установлены.

В отношении услуг по буксировке судов, морскому агентированию, морскому посредничеству, морскому страхованию, а также услуг, связанных с проведением в морском порту спасательных операций, применяются правила, установленные ГК РФ и КТМ.

По договору морского агентирования морской агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению и за счет судовладельца юридические и иные действия от своего имени или от имени судовладельца в определенном порту или на определенной территории (ст.232 КТМ).

По договору морского посредничества посредник (морской брокер) обязуется от имени и за счет доверителя оказывать посреднические услуги при заключении договоров купли-продажи судов, договоров фрахтования и договоров буксировки судов, а также договоров морского страхования (ст.240 КТМ).

Перечисленные выше виды услуг отражают сложившуюся практику на водном транспорте. Однако в налогообложении не все так просто и однозначно.

Освобождение от налогообложения НДС не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное отдельно не предусмотрено (п.7 ст.149 НК РФ), а применяется только при оказании посреднических услуг по реализации товаров (работ, услуг) по закрытому перечню (п.2 ст.156 НК РФ).

Таким образом, услуги по морскому агентированию и морскому посредничеству подлежат налогообложению НДС, что подтверждается разъяснениями ФНС России (письмо от 01.02.2006 г. 03-2-03/210) и арбитражной практикой (определения ВАС РФ от 30.10.2008 г. 13728/08, от 29.07.2008 г. 9315/08, от 12.11.2007 г. 14471/07).

По договору буксировки владелец одного судна обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или иной плавучий объект на определенное расстояние (морская буксировка) либо для выполнения маневров на акватории порта, в том числе для ввода судна или иного плавучего объекта в порт либо вывода их из порта (портовая буксировка) (ст.225 КТМ).

Таким образом, услуги по буксирному сопровождению морских судов и судов внутреннего плавания, оказываемые в порту, услуги по швартовке к причалу (от причала) освобождаются от налогообложения НДС (письмо Минфина России от 29.10.2007 г. 03-07-08/321).

Много споров с налоговыми органами возникает при оказании услуг по обследовательскому (сюрвейерскому) обслуживанию. Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002), введенному в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 г. 329-ст, к услугам по обслуживанию морских судов в период стоянки в портах относятся: агентское, снабженческое (шипчандлерское), обследовательское (сюрвейерское) обслуживание.

Таким образом, обследовательское (сюрвейерское) обслуживание в период стоянки в порту не подлежит налогообложению НДС (письма Минфина России от 11.06.2009 г. 03-07-08/127, от 04.06.2009 г. 03-07-15/81, от 18.02.2009 г. 03-07-07/09; определения ВАС РФ от 30.10.2009 г. ВАС-13838/09, от 17.08.2009 г. ВАС-9877/09, ВАС-7564/09; постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.11.2009 г. по делу А56-5229/2009).

Услуги по бункеровке морских судов топливом также не подлежат обложению НДС, так как они непосредственно связаны с обслуживанием морских судов в портах (письма Минфина России от 03.11.2009 г. 03-07-08/223, от 08.06.2009 г. 03-07-08/125, постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.10.2009 г. по делу А42-2050/2007).

Особую сложность вызывает применение льготы по ремонту судов в порту. Позиция Высшего арбитражного суда РФ (ВАС РФ) по данному вопросу изложена в постановлении от 25.09.2007 г. 4566/07. От НДС освобождается реализация услуг, включая услуги по ремонту, обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания, оказываемых российскими налогоплательщиками в период стоянки этих судов в порту на территории, расположенной в пределах установленной границы порта, при представлении в налоговые органы документов, подтверждающих фактическое оказание услуг по ремонту судов во время их стоянки в порту. Иные услуги по ремонту судов НДС облагаются.

При этом нахождение предприятия на территории порта не является безусловным основанием для признания правомерным использования данной налоговой льготы по НДС. Не может толковаться как проведение работ по обслуживанию судна ремонт судна, прибывшего на предприятие с целью осуществления ремонта в специализированных доках и на судоверфях, с выводом его из эксплуатации.

Ремонт судна, выполняемый в доках и на судоверфях судоремонтных и судостроительных заводов, не равнозначен ремонту, связанному с обслуживанием судов во время их стоянки в портах, поэтому с операций по реализации работ по заводскому обслуживанию и плановому ремонту налогоплательщик обязан исчислять и уплачивать в бюджет НДС в общеустановленном порядке.

Таким образом, от обложения НДС освобождаются услуги по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания, оказываемые российскими налогоплательщиками в период стоянки указанных судов в порту на территории, расположенной в пределах установленной границы порта.

Изложенная позиция Высшего арбитражного суда РФ нашла свое отражение и в последующих определениях и постановлениях суда. Если услуги по текущему и капитальному ремонту морских судов оказываются специализированной судоремонтной организацией, действующей на территории морского порта, то применение льготы неправомерно. (Определение ВАС РФ от 23.12.2009 г. ВАС-16402/09 по делу А51-7889/2008).

К обслуживанию судов в порту не может быть отнесен целевой плановый ремонт находящегося в порту судна. С операций по реализации работ по заводскому плановому ремонту НДС исчисляется (постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 г. 4050/09).

Освобождение от налогообложения предоставляется при одновременном соблюдении двух условий: услуги по ремонту должны оказываться в пределах территории порта и во время стоянки судна.

УСЛОВИЕ ТРЕТЬЕ

Третье условие отражает документальное подтверждение права освобождения от НДС. При применении освобождения от обложения НДС налогоплательщик должен иметь документы, подтверждающие право на это налоговое освобождение. Согласно п.6 ст.88 НК РФ при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков эти документы.

В соответствии со ст.76 КТМ в функции капитана морского порта входит оформление прихода судов в морские порты и выхода их из морских портов. Согласно Общим правилам плавания и стоянки судов в морских портах РФ и на подходах к ним, утвержденных Приказом Минтранса России от 20.08.2009 г. 140, оформление захода судна в морской порт осуществляется капитаном морского порта после предоставления капитаном судна документов, необходимых для оформления захода судна в морской порт. (Перечень документов установлен в приложении 1 к Общим правилам).

Капитан морского порта регистрирует приход судна в морской порт проставлением отметки на судовом экземпляре общей декларации и внесении информации о заходе судна, указанной в общей декларации, в информационную систему государственного портового контроля.

Для подтверждения права на льготу по НДС налогоплательщик по запросу представляет в налоговый орган:

- договор об оказании услуг (выполнении работ) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в порту;

- документы, подтверждающие факт выполнения договора;

- счет-фактуру;

- документы, свидетельствующие о нахождении судна в порту во время оказания услуг (выполнения работ); такими документами могут быть: справка капитана морского порта (постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.01.2005 г. А42-2684/04-17), выписка из судового журнала (определение ВАС РФ от 05.06.2009 г. ВАС-4050/09), справка Администрации морского порта (постановление Федерального арбитражного суда ЮФО от 19.04.2004 г. Ф08-1244/04-561А).

Таким образом, короткая запись о льготировании по НДС работ и услуг при обслуживании морских и речных судов в период стоянки в портах требует внимательного изучения условий, которые необходимо выполнить для снижения возможных налоговых рисков.

Похожие публикации

Ваш отзыв