Нет — монополии там, где есть конкуренция

Новости морского транспорта

В последнее время вопрос о прекращении государственного ценового регулирования услуг, оказываемых операторами морских терминалов в морских портах России, стал предметом рассмотрения в Правительстве РФ, Минтрансе, ФАС и ФСТ. Фактически речь идет о возможности исключения операторовморских терминалов, оказывающих услуги по предоставлению причалов, погрузке, выгрузке и хранению грузов в морских портах из Реестра субъектов естественных монополий. По данной проблеме существуют разные точки зрения. Вот каково мнение по этому вопросу Ассоциации морских торговых портов (АСОП).

Серик ЖУСУПОВ, исполнительный директор Ассоциации морских торговых портов (АСОП)

Со времени введения государственного регулирования тарифов на услуги по погрузке, выгрузке и хранению грузов в морских портах происходило постепенное формирование конкурентной среды на этом рынке. В настоящее время в большинстве российских морских портов создан конкурентный рынок услуг, оказываемых операторами морских терминалов. Это подтверждается, прежде всего, наличием внутрипортовой, межпортовой конкуренции, в том числе со стивидорами сопредельных зарубежных стран.

По основным номенклатурным группам в каждом бассейне грузопотоки распределяются между операторами морских терминалов России и сопредельных стран. Около 100 млн тонн российских внешнеторговых грузов ежегодно перегружается через порты стран Балтии и Украины. Наличие конкуренции в морских портах РФ подтверждено еще в 2007 году анализом, проведенным ФАС России.

В российском Реестре морских портов на сегодня зарегистрировано 63 порта, в которых оказывают услуги по погрузке, выгрузке и хранению грузов 288 операторов морских терминалов. Эти цифры также являются подтверждением того, что в каждом морском порту, как правило, услуги оказываются несколькими операторами.

Дальнейшее пребывание операторов морских терминалов в Реестре субъектов естественных монополий на транспорте является сдерживающим фактором для повышения конкурентоспособности российских морских портов и модернизации портовой инфраструктуры. Операторы морских терминалов лишены гибкости в установлении цен на свои услуги в условиях быстро меняющегося рынка и проходят длительную процедуру пересмотра тарифов в ФСТ России. Кроме того, они вынуждены соблюдать требования, связанные с пребыванием в Реестре субъектов естественных монополий.

Так, согласно статье 7 Федерального закона от 17.08.1995 г. 147-ФЗ «О естественных монополиях» операторы морских терминалов обязаны согласовывать с органом регулирования сделки, связанные с приобретением имущества, инвестициями, продажей, сдачей в аренду, если балансовая стоимость объекта сделки превышает 10% стоимости собственного капитала.

Статья 8 этого же закона устанавливает обязанности субъектов естественных монополий по предоставлению отчетности о своей деятельности органу регулирования, ведению раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности, свободному раскрытию информации в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством РФ.

Статья 18 Федерального закона от 26.07.2006 г. 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусматривает проведение открытых конкурсов и аукционов при заключении договоров на финансовые услуги, включая предоставление кредита, открытие и ведение банковского счета, услуг по договору лизинга, услуг по страхованию.

Обычная хозяйственная деятельность операторов морских терминалов по перевалке и хранению грузов в условиях конкурентной среды страдает от избыточного регулирования настолько, что в ближайшем будущем это может привести к потерям грузовой базы в российских морских портах.

На встрече членов Союза транспортников России с Председателем Правительства РФ В.В.Путиным в июне текущего года в числе других общетранспортных проблем обсуждался вопрос о прекращении ценового регулирования услуг по перевалке и хранению грузов в российских морских портах. После этой встречи председателем Правительства РФ было дано поручение ФСТ России, ФАС России и Минтрансу России рассмотреть целесообразность исключения операторов морских терминалов из Реестра субъектов естественных монополий и представить предложения по данному вопросу в правительство.

В ходе исполнения поручения В.В.Путина Минтранс и ФАС России направили в ФСТ мнение о возможности прекращения ценового регулирования в отношении операторов морских терминалов. По запросу ФСТ России 14 операторов морских терминалов направили обосновывающие материалы о прекращении государственного регулирования. В настоящее время в соответствии с предусмотренными процедурами идет рассмотрение данных материалов.

ФСТ России в письме Правительству РФ о выполнении поручения изложила свою позицию, которая заключается в том, чтобы продолжить анализ состояния конкурентной среды на рынке стивидорных услуг и вернуться к вопросу о прекращении государственного регулирования в отношении всех операторов морских терминалов не ранее второго полугодия 2012 года, после подведения итогов эксперимента по неприменению ценового регулирования в отношении субъектов естественных монополий, оказывающих услуги по перевалке и хранению грузов в Большом порту Санкт-Петербург.

В этой связи, необходимо отметить, что АСОП не ставит вопрос о прекращении государственного регулирования в отношении всех без исключения операторов морских терминалов. На тех направлениях, где доставка грузов с перевалкой в морском порту является единственным выбором для грузоотправителей, целесообразно сохранение государственного регулирования. АСОП предложила ФСТ России исключить из Реестра субъектов естественных монополий на транспорте и прекратить ценовое регулирование только тех операторов морских терминалов, которые осуществляют оказание услуг по перевалке и хранению грузов в условиях конкуренции.

Похожие публикации

Ваш отзыв