Петропавловск-Камчатский порт: новое время — новые задачи

Новости морского транспорта

В соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (на 2010-2015 годы)», предполагающей, в том числе, модернизацию северных морских портов, возникает необходимость по развитию перегрузочных мощностей Петропавловск-Камчатского порта, который в перспективе может стать крупной базой для перевалки как экспортно-импортных, так и каботажных российских грузов.

Благодаря выгодному географическому положению Петропавловска-Камчатского между двумя континентами, выходу наАляску, Азию и Северную Америку, порт имеет возможность перевалки и международных транзитных грузов. Это позволяет надеяться на дальнейшее его экономическое развитие в качестве крупного транспортного узла для перевалки транзитных грузов, следующих по Северному морскому пути, и для обеспечения северного завоза.

Расположение порта в глубоководной бухте, позволяющей укрыться от ветра, круглогодичная навигация делают его крайне привлекательным для судоходства.

Иннокентий ЕРШОВ, Капитан морского порта Петропавловск-Камчатский ФГУ «АМП Петропавловск-Камчатский»

ИЗ ИСТОРИИ ПОРТА

Шла Великая Отечественная война, и в этот сложный для страны период Государственный комитет обороны СССР принял постановление о строительстве в Петропавловске-Камчатском морского порта. 23 октября 1943 года Народный комиссар морского флота СССР П.П.Ширшов издал приказ 336 «Об организации Петропавловск-Камчатского морского торгового порта Наркомморфлота СССР». Эта дата стала днем основания порта.

Порт был построен в рекордные сроки. Самый первый капитальный причал 6, расположенный на восточном берегу Ниакиной гавани напротив мыса Сигнальный, на котором был установлен 100-тонный портальный кран-деррик, стал принимать грузы уже в апреле 1944 года. Причалы 1, 2 и 3, расположенные на той же стороне севернее, и склады вступали в строй один за другим во второй половине 1944 года. Последними были реконструированы и доведены до капитального состояния два причала, построенные в 1943 году. Прием в эксплуатацию всех шести причалов первой очереди произошел в феврале 1945 года.

Это строительство было уникальным не только по срокам, но и по качеству. Вряд ли такое где-либо было превзойдено или повторено.

В самом начале капитального строительства образование территории порта велось отсыпкой вручную. По мере поступления импортной техники ручной труд вытеснялся машинами. Из импорта получили: грузовики «Студебеккер», компрессоры «Катерпиллер», передвижные электростанции, портальные краны, копры, шпунт Ларсена, цемент и многое другое.

На гидротехническом участке работали 16 экскаваторов разных марок. Гидротехнические работы были механизированы, пожалуй, выше современного уровня. Ленд-лиз (американский заем, аренда. – Ред.) потребовал и обеспечил быстрое строительство порта. Но на стройплощадках работала и отечественная техника.

Петропавловск-Камчатский морской торговый порт официально вступил в число действующих предприятий в феврале 1945 года, однако переработка оборонных и народно-хозяйственных грузов велась в порту уже в 1944 году. Причалы были еще без оголовника, краны передвигались по временным подкрановым путям, на небетонированных причалах и территории порта стояла грязь, но порт действовал.

После окончания войны порт постоянно благоустраивался, увеличивал свой причальный фронт, расширял складские площади, наращивал техническую мощь: в эксплуатацию вводились новые портальные краны, строились современные грузовые склады, пополнялся парк перегрузочных механизмов и судов портового флота.

В своей деятельности порту приходилось решать и такие задачи, с которыми не сталкивались другие порты, работающие в более благоприятных условиях. Так, до 60-х годов в Петропавловске-Камчатском отсутствовала единая энергетическая система. Каждое предприятие имело собственную карликовую электростанцию, а в жилой фонд электричество подавалось с большими перебоями от маломощной городской электростанции. В 1948-49 гг. на мысе Сигнальном была построена паротурбинная электростанция мощностью 1000 кВт. А новая современная дизельная электростанция мощностью до 3000 кВт была построена лишь в начале 90-годов. Несмотря на это, количество производимой энергии во все годы полностью удовлетворяло производственные потребности порта.

В середине 50-х годов порт переваливал более 1 млн тонн грузов в год. Глубины у причалов позволяли принимать суда грузоподъемностью до 5 тыс. тонн. К 1986 году, на который пришелся пик переработки грузов, портом переваливалось около 4 млн тонн.

ПОРТ СЕГОДНЯ

В настоящее время морской порт Петропавловск-Камчатский осуществляет перевалку самых разных грузов: нефтеналивных, контейнерных, угля, металлов, колесной техники и оборудования, круглого леса и пиломатериалов, цемента в мешках, зерновых, а также рыбопродукции и других.

Общий грузооборот порта составляет 2,2 млн тонн в год. В порту осуществляют деятельность следующие стивидорные компании: ОАО «Петропавловск-Камчатский морской рыбный порт», ОАО «Океанрыбфлот», ООО «Пасифик Нетворк», ЗАО «Акрос», «Рыболовецкий колхоз им. В.И.Ленина», «Даймонд Ист Компании» и ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» – основная стивидорная компания в порту.

В связи с развитием Северного морского пути (СМП) есть надежда, что Петропавловск-Камчатский будет развиваться как транзитный порт, в том числе по отправке наиболее ценного груза – рыбопродукции. На сегодня Северным морским путём из порта было отправлено уже три судна с рыбопродукцией.

Одной из важных задач по развитию инфраструктуры порта на данный момент является необходимость строительства гидротехнических сооружений. Рост грузопотоков и объемов грузов, переваливаемых через 14 терминалов порта, подталкивает к строительству новых более мощных глубоководных причалов. Возросшее внимание государства к Арктике стимулирует и бизнес для включения в работу.

Петропавловск-Камчатский может стать основным портом на северо-востоке страны и для обеспечения снабжения, судоремонта, бункеровки линейных судов, работающих на трассах СМП. При модернизации портовой инфраструктуры и значительном увеличении перерабатывающих мощностей порта возникает возможность повысить его привлекательность для захода морских судов под российским и иностранными флагами.

Благодаря тому, что порт расположен на побережье полуострова Камчатка в Авачинской губе, в регионе, широко известном среди любителей лыжного спорта и туризма, есть перспективы развития морских пассажирских перевозок. Сейчас в порт заходит порядка 8 пассажирских судов.

Но туризм начинает играть одну из важнейших ролей в экономике Камчатки: многочисленные туристические фирмы предлагают множество маршрутов на горячие источники, вулканы, вертолетные экскурсии в знаменитую Долину гейзеров и кальдеру вулкана Узон, конные походы, а также морские прогулки, сплавы по рекам и рыбалку.

Активное развитие туристической индустрии говорит об актуальности строительства морского пассажирского вокзала. Это приведет к лучшему обслуживанию туристов, а значит, повышению привлекательности Камчатки как туристической зоны.

Главной задачей Администрации морского порта Петропавловск-Камчатский при намечающемся серьезном развитии порта является обеспечение безопасности мореплавания на акватории порта и на подходах к нему. На это направлены усилия всего коллектива АМП, работающего в условиях реализующейся административной реформы морской отрасли.

Одним из последних масштабных изменений в деятельности портовых властей в рамках реформирования, происходящих под непосредственным руководством Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот), было объединение администраций рыбного и торгового портов. Задача была не из легких. В результате все властные полномочия перешли к АМП Петропавловск-Камчатский, два коллектива слились в один, была оптимизирована штатная численность, оборудованы новые рабочие места, отремонтировано здание АМП и т.д.

На сегодняшний день, несмотря на территориальную удаленность порта, правительством Камчатского края и Росморречфлотом, помимо решения вопросов усиления властных функций в морском порту, большое внимание уделяется вопросам обеспечения порядка в порту и экологической безопасности, в частности, по очистке устья реки Камчатка и акватории Авачинской губы от старых затонувших судов, а также по взиманию с судовладельцев экологического сбора на акватории Петропавловск-Камчатского порта.

Похожие публикации

Ваш отзыв