Росморречфлот оптимизирует структуру

Новости морского транспорта

За Росморречфлотом правительством закреплено 46 федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) и 78 федеральных государственных учреждений (ФГУ).

В течение 2004-2012 годов из 46 ФГУП семь прекратили деятельность в связи с реорганизацией путем присоединения к другим подведомственным предприятиям; 11 ФГУП приватизированы путем преобразования в открытые акционерные общества; 12 ФГУП ликвидированы вследствиебанкротства; ФГУП «Атомфлот» исключен из перечня подведомственных агентству организаций в связи с передачей его в ведение государственной корпорации «Росатом».

По словам заместителя руководителя Росморречфлота К. Стасюка, по состоянию на 29.06.2012 в ведении Росморречфлота находится 15 ФГУП, в том числе 1 морской порт (ФГУП «ММТП»), 2 предприятия связи, 1 БАСУ, 4 стратегических предприятия и 7 прочих ФГУП, 3 из которых находятся в стадии ликвидации.

В течение 2004-2012 годов из 78 ФГУ 25 прекратили деятельность в связи с реорганизацией путем присоединения, в том числе в текущем году завершена реорганизация ФБУ «Волго-Донское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» в форме присоединения к нему ФБУ «Кубанское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства»; ФГУ «Российский морской регистр судоходства» и «Российский речной регистр» были переданы в ведение Минтранса России; ФГУ «АМП Высоцк» ликвидировано.

В отношении четырех ФГУ: «Сайменский канал», «Речводпуть», «Речная администрация Московского бассейна» и «Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта» был изменен тип на ФКУ. На базе остальных подведомственных агентству ФГУ были созданы ФБУ.

По состоянию на 29.06.2012 в ведении Росморречфлота находится 50 учреждений: 18 администраций морских портов, 14 государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства, 7 образовательных учреждений и 11 прочих учреждений.

Ключевые решения

К настоящему времени завершено создание 7 единых вертикально интегрированных комплексов обучения и воспитания специалистов морского и речного транспорта на базе подведомственных Росморречфлоту федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (3 университета и 4 академии) путем присоединения к ним федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования в качестве обособленных структурных подразделений (филиалов).

Кроме того, как сообщил К. Стасюк, Росморречфлотом инициирована работа по формированию предложений относительно реорганизации ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций» и ФГБОУ ВПО «Государственная морская академия имени адмирала С.О. Макарова» в форме слияния. Образована рабочая группа под председательством руководителя Росморречфлота А.А. Давыденко.

Реорганизация направлена на консолидацию кадрового и научного потенциала и, по словам заместителя руководителя агентства, позволит сформировать необходимые предпосылки для их дальнейшего развития в качестве единого учебно-научно-инновационного комплекса.

Также Минтрансом инициирована работа по созданию Федерального университета транспорта в Центральном федеральном округе на базе ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения», ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет гражданской авиации», ФГБОУ ВПО «Московская государственная академия водного транспорта», ФГБОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет».

Реорганизация ФБУ «Госморспасслужба России», бассейновых аварийно-спасательных управлений, управлений аварийно-спасательных и подводно-технических работ, а также морских спасательных координационных центров, подцентров администраций морских портов предусмотрена с созданием на их базе единой организации с центром в Москве и филиалами в бассейнах со статусом аварийно-спасательного формирования в организационно-правовой форме федерального государственного бюджетного учреждения.

В 2011 году Росморречфлот завершил выполнение откорректированного плана первого этапа Концепции реформирования системы управления внутренними водными путями России, который включал период 2009-2011 годов, – сообщил К. Стасюк.

По его словам, на втором этапе реформирования системы ВВП предусмотрено создание администраций речных бассейнов на базе действующих государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства и ФГУП «Канал имени Москвы».

Согласно законопроекту госнадзор на ВВП планируется осуществлять уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и администрациями речных бассейнов, создаваемыми в форме федеральных бюджетных учреждений, при осуществлении портового контроля.

В этих целях Росморречфлотом подготовлен и утвержден внутриведомственный план по созданию на базе ФГУП «Канал имени Москвы» федерального бюджетного учреждения – администрации Московского бассейна.

Вместе с этим, учитывая сроки рассматриваемой реорганизации (2012 год), Росморречфлот и ФГУП «Канал имени Москвы» во взаимодействии с Росимуществом и Росреестром вносят имущество предприятия в реестр федерального имущества, оформляют права на недвижимое имущество и земельные участки.

АМП консолидируют активы

Росморречфлот продолжает реформирование администраций морских портов. Сегодня идет консолидация администраций морских портов по бассейновому принципу, что позволит более эффективно выполнять функции по обеспечению безопасности мореплавания в морских портах, распределять финансовые средства между филиалами для осуществления текущей деятельности и выполнения поставленных перед учреждениями задач.

Консолидация будет способствовать оптимизации и повышению эффективности государственного управления на морском транспорте, снизит издержки на содержание аппарата управления за счет сокращения дублирующих функций.

Первая такая администрация морских портов Финского залива создана в 2011 году. В нее входят филиалы: Большой порт Санкт-Петербург, Пассажирский порт Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Приморск и Усть-Луга.

3 мая распоряжением Росморречфлота создана администрация морских портов Каспийского бассейна с центром в городе Астрахани и с филиалами в портах Оля и Махачкала.

Завершается создание администрации морских портов Приморского края, к которой присоединяются ФГУ «АМП Восточный», ФГУ «АМП Находка» и ФГУ «Администрация морских портов Чукотки». Ориентировочный срок завершения всех мероприятий – середина июля.

По словам К. Стасюка, уже сформированы предложения по:

- реорганизации ФГУ «АМП Архангельск» и ФГУ «АМП Мурманск» в форме присоединения первого ко второму;

- реорганизации ФГУ «АМП Петропавловск-Камчатский» и ФГУ «Администрация морских портов Сахалина» в форме присоединения первого ко второму;

- реорганизации ФГУ «АМП Магадан» и ФГУ «АМП Ванино» в форме присоединения первого ко второму;

- реорганизации ФГУ «АМП Ейск», ФГУ «АМП Таганрог», ФГУ «АМП Туапсе», ФГУ «Администрация морских портов Тамани» в форме присоединения к ФГУ «АМП Новороссийск».

Администрация Севморпути

Замруководителя агентства отметил, что в Госдуме находится на рассмотрении законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути», согласно которому организация плавания судов в акватории Северного морского пути будет осуществляться администрацией, создаваемой в форме федерального казенного учреждения.

Создание администрации СМП направлено на продолжение процесса совершенствования системы государственного управления, создание организационно-правовых условий для осуществления государственного контроля в акватории, предотвращения загрязнения морской среды с судов, развития его конкурентоспособности. Росморречфлот провел подготовительную работу, подготовлен соответствующий проект распоряжения правительства.

Уточненный перечень

Как отметил К. Стасюк, в ведении Росморречфлота планируется оставить 12 ФГУП. Также агентство считает необходимым сохранить отраслевое участие в управлении акционерными обществами, создаваемыми на базе акционируемых ФГУП «Махачкалинский морской торговый порт» и ФГУП «Севмормонтаж».

В отношении остальных ФГУП, предлагаемых к сохранению в ведомственном подчинении агентства, необходимо отметить, что органами исполнительной власти поручено до 15.09.2012 представить предложения по ускорению преобразования государственных (муниципальных) унитарных предприятий в хозяйственные общества либо казенные предприятия.

Указанное поручение обусловлено в том числе внесенным президентом в Госдуму законопроектом 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса РФ, а также в отдельные законодательные акты РФ», который отменяет институт права хозяйственного ведения.

Как указано в переходных положениях законопроекта, со дня официального опубликования настоящего Федерального закона создание государственных и муниципальных унитарных предприятий, за исключением казенных предприятий, прекращается.

Предполагается, что изменения в Гражданский кодекс РФ вступят в силу с 1 сентября 2012 года.

В этой связи необходимо активизировать работу по определению дальнейшей судьбы подведомственных Росморречфлоту ФГУП. Особое внимание необходимо уделить акционированию крупнейшего балансодержателя федерального имущества в морских портах – ФГУП «Росморпорт».

Акционирование Росморпорта

За последние пять лет активы предприятия возросли более чем в 5 раз. Вместе с тем развитие федерального имущества, его модернизация осуществляется преимущественно за счет средств федерального бюджета. На современном этапе необходимо найти новое качественное решение эффективного развития портовой инфраструктуры.

Принимая во внимание, что морские порты – объекты федерального значения и в целях проведения последовательных преобразований, целесообразно сохранить максимально возможную степень участия государства в развитии портового сектора.

По словам К. Стасюка, решения о приватизации таких предприятий, как ФГУП «Росморпорт», в связи с особым статусом закрепленного за ними имущества должны быть взвешены и учитывать стратегические интересы России по развитию транспортного комплекса.

Основные задачи

Основные задачи агентства по оптимизации состава подведомственных организаций на 2012-2013 гг.:

- создание бассейновых администраций морских портов;

- завершение реформирования системы Госморспасслужбы России;

- разработка нормативных правовых актов, необходимых для принятия решений относительно преобразования ФГУП «Росморпорт» в открытое акционерное общество;

- подготовка предложений по преобразованию ФГУП «Гидрографическое предприятие», ФГУП «Морсвязьспутник», ФГУП «Центр связи, информатики и радионавигации» и ФГУП «Главный центр связи и спутниковых систем»;

- создание федерального казенного учреждения «Администрация Северного морского пути»;

- завершение мероприятий по подготовке решения об условиях приватизации ФГУП «ММТП»;

- преобразование ФГУП «Канал имени Москвы» в федеральное бюджетное учреждение;

- объединение ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций» и ФГБОУ ВПО «Государственная морская академия имени адмирала С.О. Макарова».

Похожие публикации

Ваш отзыв