РЖД идет в Северную Корею

Новости морского транспорта

В апреле 2008 года между ОАО «РЖД» и министерством железных дорог Корейской народно-демократической республики было подписано соглашение о реализации пилотного проекта реконструкции Транскорейской магистрали на участке от российскойграницы до северокорейского порта Раджин. Реализация проекта модернизации железнодорожного сообщения между Россией и КНДР, а также строительство в порту Раджин контейнерного терминала позволят создать новый транспортный коридор, соединяющий страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Европу через Транскорейскую и Транссибирскую магистрали.

Андрей Мошатин

ДОЛГИЙ ПУТЬ

Напомним, что в июне 2000 года в Пхеньяне руководители Южной и Северной Кореи приняли решение о восстановлении железнодорожного сообщения между этими странами, между двумя частями Корейского полуострова, которое было прервано в результате войны 1950-1953 гг.

В 2001 году Президентом России Владимиром Путиным и лидером КНДР Ким Чен Иром была подписана Московская декларация, отражающая согласие сторон создать железнодорожный транспортный коридор, соединяющий север и юг Корейского полуострова с Россией и Европой. Тогда же было подписано соглашение о реконструкции северокорейской части Транскорейской магистрали, которая будет проходить по так называемому «восточному маршруту» вдоль побережья Японского моря с выходом на Транссиб через пограничный Туманган (КНДР) – Хасан (Россия, Приморский край).

На трехсторонней встрече железнодорожников России, Южной и Северной Кореи в марте 2006 года во Владивостоке в качестве пилотного проекта была определена реконструкция участка Туманган – Раджин на территории КНДР.

В апреле 2008 года между ОАО «РЖД» и железными дорогами КНДР было подписано соглашение о сотрудничестве. Документ определял основные принципы реализации пилотного проекта реконструкции Транскорейской железной дороги на участке от границы с Россией до порта Раджин и создания в порту контейнерного терминала, а также последующую совместную эксплуатацию данной инфраструктуры.

4 октября 2008 года состоялась демонстрационная укладка первого звена совмещенной колеи Транскорейской и Транссибирской магистралей в районе железнодорожной станции Туманган в рамках реконструкции железнодорожного участка Хасан-Раджин, символизирующая начало совместного проекта. После укладки первого звена совмещенной железнодорожной колеи (ширина российской колеи несколько шире, чем корейской) президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин и министр железных дорог КНДР Чон Гиль Су подписали протокол о начале работы.

Таким образом, после более чем семилетних переговоров РЖД приступили к реконструкции Транскорейской магистрали. Осенью 2009 года планируется завершить модернизацию участка Хасан — Туманган — Раджин. Все работы, включая строительство в конечном пункте контейнерного терминала, по мнению экспертов РЖД, могут занять от пяти до семи лет.

Для реализации проекта полного восстановления железнодорожной инфраструктуры КНДР и соединения ее с южнокорейской РЖД рассчитывают привлечь зарубежных инвесторов. Как заявил Владимир Якунин, восстановление всей Транскорейской магистрали с выходом грузопотока на Транссиб позволит создать самый протяженный евроазиатский транспортный коридор – свыше 10 тыс. км. По его словам, заинтересованность в участии в этом проекте высказали потенциальные инвесторы из Германии, Словакии и Италии. «У нас достигнуто достаточно важное соглашение с северными корейцами о том, что в модернизации Транскорейской магистрали может участвовать иностранный капитал. Также есть договоренность о том, что порт Раджин будет открыт для зарубежных флагов», – отметил глава РЖД.

ПРОЕКТ ПОТРЕБОВАЛ СП

В целях осуществления беспрепятственного пропуска грузов через государственную границу стороны договорились предпринять все необходимые усилия для обеспечения надлежащей работы пунктов пропуска на станциях Хасан (Россия, Приморский край) и Туманган (КНДР) и максимального упрощения таможенных и пограничных формальностей. Кроме того, для осуществления координации работ по реализации проекта был организован Консультативный комитет.

Среди других организаций, отвечающих за проектную сторону вопроса, был определен Хабаровский проектно-изыскательский институт «Дальжелдорпроект», специалисты которого провели геодезические и геологические исследования на участке Хасан – Раджин. Институт также разработал проекты усиления инфраструктуры участка Уссурийск – Барановский – Хасан с учетом будущего увеличения объема грузопотока из порта Раджин по Транскорейской и Транссибирской магистралям. Усиление инфраструктуры подразумевает реконструкцию и пуск в эксплуатацию ранее закрытых станций, удлинение путей и модернизацию инфраструктуры электроснабжения.

В рамках договора о сотрудничестве ОАО «Торговый дом РЖД» от российской стороны и порт Раджин от северокорейской стороны создали совместное предприятие «РасонКонТранс». В функции СП входит привлечение инвестиций и финансирование проекта по реконструкции железной дороги на участке Туманган – Раджин (52 км) и строительству контейнерного терминала в порту Раджин. Проектная мощность терминала составит 400 тыс. TEU в год с последующим расширением до 600 – 700 тыс. TEU. Инвестиции в реконструкцию участка железной дороги Туманган – Раджин и строительство терминала составят порядка 150 млн. евро.

Предполагается, что в будущем СП будет самостоятельно регулировать тарифы на перевалку контейнеров в порту Раджин и на транзитные перевозки на участке Раджин—Туманган, исходя из условий рыночной конъюнктуры.

Совместное предприятие было зарегистрировано 16 июля 2008 года в КНДР в свободной экономической зоне «Расон» сроком на 49 лет. Распределение долей в регистрационном капитале выглядит следующим образом: у российской стороны – 70%, у корейской – 30%. Российская сторона внесла инвестиции, северокорейская – имущественные права на порт (3-й причал и прилегающая территория).

Нужно заметить, что порт Раджин, кроме расположения в свободной экономической зоне, дающей льготы предпринимателям, обладает еще целым рядом достоинств: это незамерзающий порт с развитой инфраструктурой, с подходом железнодорожной колеи российского стандарта и с высокой степенью безопасности для грузоотправителей. Естественные глубины на подходе к порту достигают 20 м, позволяя принимать большегрузные суда. Инфраструктура порта достаточно развита: на всех пирсах имеются подъездные пути стандарта 1520 мм, общая протяжённость железнодорожных путей порта – более 10 км.

В основном порт специализируется на навалочных грузах: минеральных удобрениях, глинозёме, зерновых. Таким образом, после завершения модернизации Транскорейской магистрали и строительства терминала РЖД сможет перевозить через порт Раджин помимо контейнеров и навалочные грузы.

ЧТО В ПЕРСПЕКТИВЕ

В результате модернизации Транскорейской магистрали планируется создать транспортный коридор Азия –

Европа, конкурентный морскому маршруту следования грузов чрез Суэцкий канал. Главным преимуществом нового транспортного коридора будет прохождение грузов без пересечения границ по единому транспортному праву. Еще более важным можно считать то, что срок доставки грузов может составлять около 2 недель вместо 45 суток морским путем.

По мнению экспертов, осуществление проекта обеспечит большой приток грузов из стран АТР на сеть РЖД, прежде всего на Транссиб. На первых этапах реализации проекта Хасан – Раджин объем контейнерных перевозок, который может быть привлечен на Транссибирскую магистраль, оценивался в 55-80 тыс. TEU, что составляет примерно 10-15% от существующего контейнерного потока между Южной Кореей и Европой. Впоследствии, по информации РЖД, эта цифра может возрасти до 100 тыс. TEU.

Экспертные оценки также подтверждают, что в настоящее время потенциал российской транспортной системы на Дальнем Востоке для транзита грузов, например, из Китая, задействован не на полную мощность. Ранее с КНДР была достигнута договоренность об изучении возможности реконструкции северокорейской дороги от Раджина до приграничного с КНР северокорейского города Намъяна (с учетом того, что у Китая нет выхода к Японскому морю).

Заместитель генерального директора ОАО «Дальневосточный научно-исследовательский институт морского флота» (ДНИИМФ) Евгений Новосельцев отмечает, что потенциал российской транспортной системы на Дальнем Востоке для транзита китайских товаров и сырья в настоящее время фактически не задействован. «Из Китая в страны АТР часть грузов следует через порт Зарубино, но это, можно сказать, слезы,— говорит он.— В принципе и 400 тыс. TEU — это не такой большой объем. Реально, если заработает линия на Раджин и международный транспортный коридор «Приморье-2», можно привлечь несколько миллионов (!) контейнеров».

В то же время, как считают в РЖД, создание терминала в порту Раджин не повлияет на загруженность российских портов в Приморье, хотя может составить им конкуренцию в части портовых тарифов. С точки зрения РЖД стивидорные и логистические компании, ставшие монополистами в морских портах Дальневосточного региона, устанавливают сверхвысокие тарифы на свои услуги, что сводит к нулю установление льготных тарифов РЖД для дальневосточных портов.

Между тем, в рамках реализации пилотного проекта планируется создание логистической компании с участием южнокорейских экспедиторов. По их расчетам, на начальном этапе на данный маршрут могут быть переключены с моря ежегодно до 100 тыс. контейнеров, а в дальнейшем площади порта позволят увеличить переработку контейнеров до 600-700 тыс. TEU в год. То есть данный маршрут будет больше конкурировать с морскими перевозчиками, чем с отечественными портами.

В целях увеличения грузопотока в РЖД прорабатывается вопрос предоставления специальных тарифных условий на перевозку по российской территории в виде пониженной платы за использование железнодорожной инфраструктуры; на станциях Хасан и Туманган планируется упростить таможенные и пограничные процедуры и создать максимально комфортные условия для движения грузов.

Таким образом, РЖД останется серьезно модернизировать инфраструктуру на 240-километровом российском участке Барановский – Хасан, являющимся связующим звеном между Транскорейской магистралью и Транссибом, и новый транзитный коридор будет готов. В настоящее время завершается разработка ТЭО проекта модернизации линии Уссурийск – Барановский – Хасан, реализация которого позволит увеличить пропускную способность участка Барановский –

Хасан до 20 пар поездов в сутки, а провозную – до 17 млн. тонн в год.

Похожие публикации

Ваш отзыв