Севморпути — полный порядок

Новости морского транспорта

Одно из направлений в обеспечении безопасности морской деятельности – это поддержание, совершенствование и развитие средств навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения. Для Северного морского пути это направление становится особенно актуальным, так как по его трассам необходимо восстановление всейсистемы навигационно-гидрографического, гидрометеорологического и аварийно-спасательного обеспечения. План первоочередных мероприятий по такому восстановлению был разработан Минтрансом совместно с Минобороны, Минэкономразвития и Росгидрометом во исполнение решений заседания Морской коллегии при Правительстве РФ от 6 июля 2011 г. Что изменилось за это время, что уже сделано, а что еще предстоит?

Виктор ОЛЕРСКИЙ, заместитель министра транспорта РФ

ДОЛГОЖДАННЫЙ ЗАКОН

В июле этого года принят Федеральный закон 132 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути». Документ позволяет создать централизованное государственное управление СМП, обеспечивающее безопасные условия плавания судов на его акватории и предоставление равного доступа всем заинтересованным перевозчикам, в том числе иностранным.

Законом вносятся изменения в федеральные законы «О естественных монополиях, «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» и Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации.

Обязательные элементы мореплавания в Арктике – ледокольная проводка и ледовая лоцманская проводка включены в сферы деятельности естественных монополий. За услуги по ледокольной проводке судов и ледовой лоцманской проводке предусмотрена плата, размер которой определяется законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, при этом плата берется не за плавание судов по СМП, а исходя из объема фактически оказанных услуг.

Сохраняя титул «СМП – исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация в Арктике», закон вводит новое понятие «акватория СМП» и устанавливает конкретные границы этой акватории, упорядочивая тем самым организацию мореплавания в Российской Арктике.

Ряд функций обеспечения безопасности мореплавания и предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды при плавании по акватории СМП возложен на создаваемую законом (в форме федерального казенного учреждения) Администрацию Северного морского пути. Среди этих функций:

- разрешение плавания судов по СМП;

- мониторинг движения судов;

- предоставление навигационной, гидрометеорологической и иной информации;

- организация системы радиосвязи;

- выдача удостоверений лоцманам на право ледовой лоцманской проводки судов.

Вводится разрешительный порядок допуска судов к плаванию по акватории СМП. Общими и обязательными условиями допуска на СМП являются соответствие судна требованиям по конструкции, оборудованию и снабжению судов, следующих по СМП, не допускается плавание судов, не имеющих на борту свидетельства о страховании или ином финансовом обеспечении гражданской ответственности судовладельца за ущерб от загрязнения морской среды.

Обязанности собственника по подъему, удалению и уничтожению имущества, затонувшего во внутренних морских водах и территориальном море РФ, распространены законом на акваторию СМП. Также в отношении судов (в том числе и иностранных), осуществляющих плавание по СМП, распространены требования Кодекса торгового мореплавания РФ, касающиеся страхования рисков, возникающих при плавании судов в ледовых условиях.

В соответствии с ФЗ 132-ФЗ Минтранс России и Росморречфлот приступили к разработке проекта распоряжения Правительства РФ о создании ФКУ «Администрация Северного морского пути». Также будут разработаны некоторые ведомственные нормативные правовые акты, в том числе Правила плавания в акватории Северного морского пути. Последние заменят действующие более 20 лет и устаревшие Правила плавания по трассам Севморпути. Новые Правила плавания в акватории СМП содержат:

- порядок организации плавания судов в акватории Северного морского пути;

- правила ледокольной проводки судов в акватории СМП;

- правила ледовой лоцманской проводки судов в акватории СМП;

- положение о навигационно-гидрографическом и гидрометеорологическом обеспечении плавания судов в акватории СМП;

- правила осуществления связи по радио при плавании судов в акватории СМП;

- иные, касающиеся организации плавания судов в акватории СМП, положения.

ОЖИДАЕТСЯ СТРОИТЕЛЬСТВО НОВЫХ СУДОВ

Для осуществления навигационно-гидрографического обеспечения уже через два года начнется строительство новых судов. В рамках подпрограммы «Морской транспорт» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы (2010-2015 годы)» предусмотрено финансирование строительства трех гидрографических лоцмейстерских судов ледового класса Arc7, шести специализированных гидрографических катеров, двух лоцманских катеров ледового класса Arc4, а также модернизация трех гидрографических судов серии «Федор Матисен» и «Дмитрий Овцын». Объем финансирования работ составляет 1947,8 млн рублей.

МОДЕРНИЗАЦИЯ СНО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Сегодня в акватории СМП установлены 1552 объекта средств навигационного оборудования (СНО). Однако из-за ограниченности бюджетного финансирования в первую очередь обслуживаются СНО на участках с интенсивным судоходством: на участке СМП с круглогодичным режимом судоходства от новоземельских проливов до порта Игарка, в проливах и на подходах к северным портам Хатанга, Тикси, Зеленый Мыс, Певек и Провидения.

Для реконструкции и модернизации СНО используются современные энергосберегающие и экологически чистые технологии. В их основе применение светодиодных источников света, источников солнечной и ветровой энергии для обеспечения электропитания светооптической аппаратуры СНО.

В рамках мероприятий по реконструкции и модернизации были построены 6 навигационных знаков высотой до 24 метров в проливе Югорский Шар и на побережье моря Лаптевых в районе Быковского фарватера реки Лена, капитально отремонтированы 5 навигационных объектов на побережье Енисейского залива и в районе Быковского фарватера реки Лена, проведен текущий ремонт и обслуживание 302 объектов СНО, на 150 объектах СНО были выполнены работы по установке и обеспечению дальнейшего функционирования автономных источников питания (АИП) на базе возобновляемых источников энергии (солнечная и ветровая энергия) и светомаячной аппаратуры на основе светодиодных технологий.

Для обеспечения экологической и радиационной безопасности на побережье СМП в местах установки объектов СНО демонтированы и вывезены для утилизации 346 из 404 ранее установленных радиоизотопных термоэлектрических генераторов.

ГИДРОГРАФИЧЕСКАЯ СЪЕМКА РЕЛЬЕФА БУДЕТ ПРОДОЛЖЕНА

В 2011 году была выполнена площадная съемка рельефа дна отдельных участков высокоширотной трассы в объеме 32,6 тыс. приведенных километров (14,7 тыс. лин. километров). Для этой работы пришлось дооборудовать г/с «Петр Котцов» и г/с «Григорий Михеев» промерными комплексами на базе многолучевых эхолотов ЕМ3002D и ЕМ2040D с возможностями различного применения – от картографирования до поиска и обследования подводных объектов.

Весной этого года Росморречфлот утвердил схему высокоширотной трассы для движения крупнотоннажных судов с осадкой до 15 метров.

Объем выполненной съемки рельефа дна составил 31,3 тыс. приведенных километров (18,7 тыс. лин. километров). Для обеспечения этих работ было оборудовано промерным комплексом на базе многолучевого эхолота ЕМ710 с ледовой защитой врезных излучателей еще одно судно – г/с «Николай Евгенов». Общий объем съемки рельефа дна по состоянию на 2012 год составил 63,8 тыс. приведенных километров (33,4 тыс. лин. километров). В новом году также планируется осуществлять площадную съемку рельефа дна.

Кроме того, ежегодно выполняются промерные работы на лимитирующих участках рек Енисей и Колыма в объеме 2,5 тыс. приведенных километров (0,5 тыс. лин. километров).

ПРОБЛЕМА С КАРТАМИ ДОЛЖНА БЫТЬ РЕШЕНА

Важнейшим аспектом обеспечения безопасности мореплавания является снабжение судоводителей морскими навигационными картами и пособиями, отвечающими современным требованиям.

Начиная с 2011 года Росморречфлот занимается формированием ведомственного картографо-геодезического фонда. Функции организации-фондодержателя возложены на ФБУ «Служба морской безопасности». Совместно с этим учреждением Росморречфлот установил структурно-технологическую схему взаимодействия ведомственного картографо-геодезического фонда Росморречфлота с картосоставителями и издателями. Также сделаны предложения по совершенствованию картографической деятельности и реорганизации национальной системы навигационно-картографического обеспечения РФ, разработан план мероприятий по формированию КГФ Росморречфлота, внесены дополнения в Устав ФБУ СМБ.

Однако с выходом постановления Правительства РФ 626 «Об утверждении Правил определения размера вознаграждения за пользование материалами и данными из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, являющимися объектами исключительного права» возникла неопределенность по механизмам финансирования ведомственного КГФ Росморречфлота. До сегодняшнего дня источники финансирования организации фондодержателя не определены. Следовательно, КГФ Росморречфлота может существовать только за счет средств федерального бюджета.

Нужно также отметить, что в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 02.12.2011 706 и постановлением Правительства РФ от 25.06.2012 626 организация-фондодержатель не имеет полномочий по работе с материалами фонда. Таким образом, опыт создания ведомственного КГФ Росморречфлота показал, что необходимо иметь в одних руках весь комплекс навигационно-гидрографического обеспечения.

Морская коллегия при Правительстве РФ поручила Минтрансу совместно с Минобороны выработать предложения по созданию в ведении Минтранса единой государственной гидрографической службы РФ. Такая работа уже началась. Потребуется передача в ведение Росморречфлота всего имущественного комплекса, находящегося в ведении Минобороны РФ, включая гидрографические службы флотов, гидрографический флот, склады тиражных оттисков бумажных карт и пособий, все средства навигационного оборудования и т.д.

На ФГУП «Гидрографическое предприятие» Росморречфлотом возложены функции регионального отделения ведомственного КГФ Росморречфлота. Сегодня Гидрографическое предприятие проводит инвентаризацию и учет материалов фонда.

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для решения задач поисково-спасательного обеспечения в арктической зоне для ФБУ «Госморспасслужба России» запланировано и ведется строительство современных спасательных судов, имеющих категорию ледового усиления Icebreaker6 и Arc5. Суда появятся на судостроительном предприятии ОАО «Амурский ССЗ» и на ОАО «Невский судостроительно-судоремонтный завод».

В ноябре 2012 года, после проведения заводских ходовых испытаний, принято первое многофункциональное аварийно-спасательное судно проекта MPSV07 (мощностью 4 МВт, ледового класса Arc5) «Спасатель Карев». Передача следующих двух судов – «Спасатель Кавдейкин» и «Спасатель Заборщиков» – планируется в середине и в конце 2013 года соответственно, а в 2013 году намечено проведение конкурса на строительство четвертого, последнего в серии судна.

В рамках реализации ФЦП «Развитие транспортной системы РФ (2010-2015 годы)» подпрограммы «Морской транспорт» на судостроительных предприятиях еще три года назад начато строительство аварийно-спасательных судов нового поколения. До 2015 года планируется построить 41 аварийно-спасательное судно, а также приобрести два комплекта глубоководного мобильного универсального водолазного оборудования в контейнерном (40 футов) исполнении, способного обеспечивать с многофункциональных судов-спасателей длительные водолазные работы на глубине до 300 метров.

В 2010 и 2011 гг. построены и введены в эксплуатацию 16 единиц аварийно-спасательного флота, в том числе три морских водолазных судна проекта SDS08, семь рейдовых водолазных катеров проекта А160, шесть спасательных катеров-бонопостановщиков проекта А40-2Б.

Аварийно-спасательное обеспечение в Арктике, в зоне ответственности РФ, организовано и осуществляется ФБУ «Госморспасслужба России» силами и средствами ФГУП «Балтийское БАСУ» и его филиалов:

- в западном секторе Арктики – силами и средствами Северного и Архангельского филиалов;

- в восточном секторе Арктики – силами и средствами Приморского и Сахалинского филиалов.

Что касается морских спасательных подцентров и спасательно-координационных центров, то сегодня они оснащены необходимым оборудованием, предназначенным для работы в сложных арктических условиях, и полностью соответствуют требованиям Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 г. и Руководства по международному авиационному и морскому поиску и спасанию.

Для усиления обеспечения аварийно-спасательной готовности, а также для компенсации рисков возможных разливов нефти и нефтепродуктов планируется наращивать силы и средства. В 2013 году запланировано создание четырех пунктов передового базирования аварийно-спасательного имущества и ЛРН оборудования. Эти пункты предполагается разместить в портах Диксон, Тикси, а также в портах Певек и Провидения.

Таким образом, реализация основных мероприятий по восстановлению системы навигационно-гидрографического, гидрометеорологического и аварийно-спасательного обеспечения плавания по трассам Северного морского пути осуществляется в соответствии с планом. Сосредоточить усилия при этом необходимо на таких направлениях, как создание ФКУ «Администрация Северного морского пути», проведение дальнейших гидрографических исследований СМП, модернизация существующих и строительство новых средств навигационного оборудования, обеспечение функционирования ведомственного картографо-геодезического фонда Росморречфлота.

По материалам Морской коллегии при Правительстве РФ от 4 декабря 2012 г.

Морской флот 6 (2012)

Похожие публикации

Ваш отзыв