Сталинградская переправа между жизнью и смертью

Новости морского транспорта

<!— /* Font Definitions */ @font-face {font-family:»TrooverRoman Normal»; panose-1:0 0 0 0 0 0 0 0 0 0; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:auto; mso-font-format:other; mso-font-pitch:auto; mso-font-signature:513 0 0 0 4 0;} /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-update:auto; mso-style-parent:»"; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; mso-bidi-font-size:12.0pt;font-family:»Times New Roman»; mso-fareast-font-family:»Times New Roman»;} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:36.0pt 36.0pt 36.0pt 36.0pt; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} —>

В этом году битве под Сталинградом – 66! В ряду побед Великой Отечественной сражение на Волге в 1942-1943 гг. занимает особое место. Оборона, продолжавшаяся 200 дней и ночей, закончилась полным разгромом немецко-фашистских войск. И в одном ряду с бойцами советской армии в те дни стояли речники Волжско-Камского бассейна.

Александр МИРОНОВ

В апреле 1942 года Гитлер подписал директиву войскам: «В любом случае необходимо достигнуть Сталинграда или по крайней мере подвергнуть его воздействию нашего тяжелого оружия. Чтобы он потерял свое значение центра военной промышленности и узла коммуникации».

Действительно, Сталинград – это стратегический город. И речники это понимали как никто другой! Нефтепродукты, уголь, хлеб, рыба, соль, фронту – горючее, технику, боеприпасы, продовольствие, сами войска… Все перевозилось по Волге, Каме, Москве, Белой. Навигация 42-го на Волге была наиболее трудной за весь период войны. Плановый объем перевозок по сравнению с 1941 годом увеличился: угля на 67%, соли на 34%, хлеба на 29%, а нефтепродуктов на 20%. С такими темпами в работе, вызванными событиями на фронте, пароходство еще не сталкивалось. Конечно, наиболее важной задачей была перевалка нефтепродуктов. Государственный комитет обороны потребовал от речников безусловного выполнения задания по снабжению фронта и народного хозяйства!

С начала июля 1942 года фашистская авиация подвергла ожесточенной бомбардировке железнодорожные пути, ведущие к Сталинграду. Продвижение поездов замедлилось. В создавшейся обстановке Транспортный комитет при ГКО 14 июля принял решение, обязывающее речфлот обеспечить доставку рейсовыми пассажирскими судами по 200 тонн грузов для Сталинграда. На Волгу переключились перевозки боеприпасов, вооружения, огнеупоров, кокса, метизов, хромовой руды, черных металлов. Напряжение работы Сталинградского порта нарастало.

Но вражеская авиация выполняла свои задачи: отрезать город и фронт от баз снабжения, и прежде всего Астраханских. В период по 31 июля в Волгу была сброшена 231 мина на протяжении 400 километров. С этого момента Сталинград оказался в минной блокаде. Скопление флота в местах минирования подвергалось обстрелу с воздуха. Уничтожались даже пассажирские суда с эвакуированным населением и санитарный транспорт с ранеными.

История этих дней на Нижней Волге полна драматизма. Первой жертвой на Волге стал буксирный пароход «Смоленск», который вел на буксире груженную нефтепродуктами баржу. Пароход подорвался на мине и затонул в районе с. Луговая Пролейка 25 июля 1942 года. На баржу потом было сброшено 5 бомб, и она сгорела. Вышедшая с парохода на спасение людей лодка «Марат» спасла 10 человек. При взрыве и пожаре на барже погибло 13 человек из числа экипажа и 15 членов их семей.

В тот же день в районе г. Комышин погиб от вражеских бомб пароход «Союзный ЦИК». Усилиями команд баржи из состава буксирного парохода «Алдан» и «Сицилия» были спасены. На пароходе погибли несколько членов экипажа и трое детей.

26 июля в районе пристани Быковы Хутора подожженный фашистскими самолетами сгорел теплоход «Александр Невский» (капитан Н.И. Харланивич). На борту теплохода было 300 пассажиров, многие из которых погибли. Из состава экипажа погибло 9 человек.

Создалась серьезная угроза судоходству. Нападению подверглись главным образом крупные нефтеналивные суда. Поэтому пароходство «Волготанкер» с 26 июля временно приостановило отправление крупных судов из Астрахани. Тем не менее на Нижней Волге активная деятельность продолжалась. Только одних нефтепродуктов, по данным на 29 июля, в пути от Астрахани до Комышина на судах было перевезено 220 тысяч тонн.

На берегах Нижней Волги и фарватерах непрерывно гремели взрывы бомб, в воздухе рвались зенитные снаряды, полыхали пароходы и баржи, пристани и порты, населенные пункты, гибли суда и лодки. Главной причиной больших потерь транспортного флота была его плохая вооруженность зенитными средствами. Экипажи речных судов не имели возможности активно противостоять противнику. Обстановка, сложившаяся летом 1942 года, требовала принятия срочных и действенных мер. ГКО принял решение об установке зенитного вооружения на судах, работающих на участке Астрахань – Саратов.

И вот речные суда начали вооружаться. Силами технических служб корпуса ПВО, команд судов и судоремонтных предприятий речного флота в течение августа Саратовский СРЗ вооружил 79 речных судов. Волжская военная флотилия для вооружения судов выделила 70 зенитных орудий, 200 пулеметов и 258 человек личного состава для обслуживания этого вооружения на транспортных судах. Своими силами вооружились 58 судов, а на должности помощника капитана по военной части было направлено 70 лейтенантов. Была сформирована группа ПВО, и уже 28 июля ее боевые расчеты с зенитными пулеметами направлены на 10 транспортных судов, выходящих в рейс. В конце июля – начале августа для работ в составе ВВФ речные пароходства передали 16 пассажирских и 7 буксирных судов. А Сталинградский СРЗ в сжатые сроки переоборудовали под ремонт тральщиков. В то же время флотилия увеличила количество штабов.

В ряде случаев попытки бомбить речные суда не проходили бесследно для летчиков немецкой авиации. До конца навигации 1942 года зенитные речные суда сбили 20 самолетов противника. В августе пароход «Сократ» (капитан А.И. Кривозов) при следовании из Астрахани на Капитанском перекате подвергся налету вражеской авиации. В этом налете были сбиты два самолета противника. А 23 сентября во Владивостоке зенитчики во главе с младшим сержантом С.И. Цопом отбили все атаки и сбили три вражеских самолета.

Несмотря на активные действия противника, судоходство на Волге продолжалось. Команды судов показывали образец самоотверженности. Развертывание пароходством средств защиты уже с августа позволило наращивать темпы перевозок. Если с начала минирования Волги из Астрахани за 12 дней было отправлено 57 тысяч тонн нефтепродуктов, то с 6 по 21 августа – 257 тысяч тонн.

Между тем положение на флоте в районе Сталинграда с каждым днем усложнялось. Фашистские войска начали наступление в большой излучине Дона. А к вечеру 23 августа ударные танковые группы вышли к Волге на севере Сталинграда. Вражеские танки, артиллерия и минометы теперь расстреливали речные суда прямой наводкой.

23 августа 1942 года нарком речного флота был вынужден отдать приказ о прекращении транзитного судоходства на Волге в районе Сталинграда. Это в корне изменило последующий характер работы и задачи волжских пароходов. Теперь грузы и войска для Сталинградского флота и сражающегося города доставлялись по дороге от станции Баскунчак-Паромная или Баскунчак – пристань Владимировка, а затем на речные переправы. Дальше – по реке до пристани Дубовка или автотранспортом по левому берегу Волги к Сталинградским речным переправам через Волгу. Таким образом, речные переправы приобрели в Сталинграде исключительное значение для нужд фронта, эвакуации населения, вывоза раненых.

А вечером того же 23 августа вражеская авиация совершила массовый налет на Сталинград. Свыше 1000 самолетов начали бомбежку города. Были разрушены многие тысячи зданий, городской водопровод, на рейде горели суда, на причалах порта взрывались вагоны с боеприпасами, горела городская нефтебаза.

В Сталинграде сложилась сложнейшая обстановка с организацией переправ для городского населения и раненых на левый берег. На 22 августа в районе города работало 15 переправ. Речники и власти города понимали: существующие переправы в центре и на флангах с массовым потоком горожан на Волге не справятся. Руководители КВРП приняли решение о строительстве в центре трех причалов. Для работы было выделено четыре парохода, восемь тральщиков ВВФ и четыре самоходных парома типа СП-19 инженерных войск флота. К организации работы переправ через Волгу были привлечены причалы примыкающих предприятий города, их плавсредства (баркасы, паромы, плоты). Кроме основных причалов в черте города работали еще 13 пунктов, где в качестве средств для переправы использовались лодки, катера. К 25 августа в черте города было организовано 28 переправ, где работало 25 самоходных и 64 несамоходных судна, 15 тральщиков и десятки переправочных средств инженерных войск флота и армии. Все они переправили с левого берега Волги на правый 30 тысяч войск, сотни тонн военных грузов, десятки тысяч жителей города и раненых в обратном направлении.

Но положение на флоте с каждым днем усложнялось. Шли ожесточенные бои. Переправа главных сил дивизии осуществлялась средствами ВВФ понтонных батальонов – на катерах, буксирах и даже на рабочих лодках. Под непрекращающимся пулеметным, артиллерийским обстрелом и бомбежкой с воздуха. С 23 августа по 27 сентября на перевозках грузов в черте города погибло 129 единиц флота, из них 90 единиц – непосредственно на переправе. В том числе 22 самоходных судна: пассажирские катера «Второй», «Третий», «Четвертый», «Девятый», «Двенадцатый», «Тринадцатый», пароходы «Борьба», «Перекат», баркасы «Кефаль», баржи и т.д. В те дни речники трудились под девизом «Не будет судов – не будет переправ через Волгу».

В начале октября 1942 года противник начал генеральный штурм заводских районов города. Выход противника 22 сентября к самой Центральной пристани города исключил возможность работы флота на центральной переправе не только паромов, но и речных судов. Центральная переправа потеряна! Тем не менее отдельные речные суда отваживались совершать рейсы, чтобы вывезти с Центральной пристани раненых на левый берег Волги. Это были пассажирские катера «Лейтенант Здоровцев» (капитан И.А. Соколов), «Второй» (капитан П.Г. Баландин) и «Вторая пятилетка» (капитан К.Ф. Воробьев). Ничто не могло остановить речников. Вместе с моряками ВВФ, понтонерами инженерных войск флота они продолжали совершать рейсы через Волгу, каждый из которых был поистине героическим. Солдаты 62-й армии не чувствовали себя отрезанными от тыловых баз.

Наконец окончился период обороны 62-й армии, она пошла в наступление! И, конечно, большой вклад в победу на Волге внесли славные речники Нижне-Волжского речного пароходства. Они совершили более 35 тысяч героических рейсов через Волгу, перевезли 543 тысячи бойцов для Сталинградского фронта, 294 тысячи автомашин, 550 тягачей, 840 орудий, 149 тысяч тонн боеприпасов, эвакуировали 280 тысяч жителей города.

Выполняя свой долг перед Родиной, на Волжской коммуникации от Астрахани до Саратова, на сталинградских переправах многие речники отдали свои жизни. ВТ

<!— /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-update:auto; mso-style-parent:»"; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; mso-bidi-font-size:12.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-fareast-font-family:»Times New Roman»;} @page Section1 {size:595.3pt 841.9pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:35.45pt; mso-footer-margin:35.45pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} —>

Водный транспортъ 1 (10133) 2009

Похожие публикации

Ваш отзыв