Строить порты цивилизованно

Новости морского транспорта

Подводные отвалы грунта как сдерживающий фактор развития экономики

Необходимость развития морских портов Дальнего Востока ни у кого не вызывает сомнений. Но к сожалению, на сегодняшний день вдальневосточном регионе отсутствуют официально установленные подводные отвалы грунта, в связи с чем проектные и эксплуатирующие организации постоянно сталкиваются с проблемой утилизации грунтов от дноуглубления.

В этой области портостроения существуют серьезные законодательные пробелы и противоречия, что требует совершенствования правовой базы в сфере обращения с отходами и осуществления хозяйственной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море РФ.

В данной статье предлагаются конкретные меры по легализации морских отвалов грунтов с целью придания отечественному портостроению цивилизованного характера.

Я.Н.СЕМЕНИХИН, генеральный директор ОАО «ДНИИМФ», профессор;

Г.Н.КРАСКОВСКАЯ, заведующая сектором экологии ОАО «ДНИИМФ»;

О.Я.СЕМЕНИХИНА, старший научный сотрудник ОАО «ДНИИМФ», к.б.н.

ПРЕГРАДА ДЛЯ ПОРТОСТРОЕНИЯ

Освоение нефтегазовых месторождений на сахалинском шельфе, увеличивающиеся потребности в экспортных угольных мощностях на востоке страны, перспективный рост транзитных грузопотоков из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, планируемое создание ряда портовых особых экономических зон и ожидаемый в связи с этим рост грузоперевозок стимулируют увеличение объемов портового строительства на Дальнем Востоке. Уже построены новые терминалы для отгрузки нефти в порту Козьмино (Приморский край) и Де-Кастри (Хабаровский край), терминалы для отгрузки нефти и газа в порту Пригородное (Сахалинская область), угольный терминал в порту Ванино (Хабаровский край). В ближайшие годы могут появиться новые специализированные угольные комплексы в портах Посьет, Славянка и Восточный, контейнерные терминалы в порту Владивосток и в бухте Троицы на юге Приморья, зерновой и нефтеналивной терминалы в Восточном порту. Повсеместно развиваются и универсальные перегрузочные комплексы.

Однако в последнее время на пути нового портового строительства в Дальневосточном федеральном округе в целом, и в Приморье в частности, возникла преграда в виде невозможности санкционированного размещения грунтов от дноуглубления в подводных отвалах. Не секрет, что, несмотря на наметившуюся тенденцию проектирования и строительства перегрузочных комплексов на естественных глубинах, в подавляющем большинстве случаев строительство новых и реконструкция существующих терминалов сопряжены с проведением дноуглубительных работ на операционных акваториях портов и подходных каналов к ним.

Нельзя забывать и о такой насущной потребности многих портов, как ремонтное черпание на портовых акваториях для поддержания рабочих глубин и обеспечения безопасности судоходства. При этом во многих случаях извлекаемый грунт представляет собой мелкодисперсные донные отложения – илы, тонкозернистые пески, супеси. Эти грунты текучи, обладают слабой несущей способностью и непригодны для последующего использования в гидротехническом строительстве. Немаловажное значение к тому же имеет их частая загрязненность вредными веществами, поступающими в портовые акватории в результате сбросов неочищенных сточных вод предприятиями и коммунальными службами городов, при несанкционированных сбросах льяльных, балластных вод и мусора с судов, аварийных разливах нефтепродуктов и т.д., что также исключает их вторичное использование.

В настоящее время, с ростом экспортных грузопотоков и активизацией портового строительства, проблема утилизации грунтов от дноуглубления приобрела широкий размах и является ни много ни мало лимитирующим фактором развития региональной экономики. Ведь, по сути, отсутствие санкционированных подводных свалок и, следовательно, невозможность на законных основаниях размещать изъятый грунт тормозят новое портовое строительство, ограничивают развитие Дальневосточного региона и в целом снижают возможности для интеграции России со странами АТР.

НА ЗАКОННЫХ ЛИ ОСНОВАНИЯХ?

Нормативным правовым документом, регламентирующим деятельность по обращению с изъятым при дноуглублении морской акватории грунтом, является Федеральный закон от 31.07.1998 г. 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Статья 37 вводит полный запрет на захоронение отходов и других материалов, а также сброс вредных веществ во внутренних морских водах и в территориальном море РФ.

По логике законодателя, к отходам и вредным веществам относятся также и грунты от дноуглубления. Подтверждением отнесения изымаемых со дна моря грунтов к отходам и, следовательно, невозможности их складирования на морском же дне является Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30.04.2009 г. 05-12-44/5332, в котором прямо указывается, что «донные отложения, грунты, песчано-гравийные и иные нерудные материалы, поднятые со дна водоемов в процессе производства дноуглубительных работ и не предназначенные для дальнейшего использования, попадают под категорию отходов».

В то же время рассматриваемый федеральный закон содержит противоречие в части, касающейся возможности размещения донных грунтов во внутренних морских водах и территориальном море. Статья 34 закона гласит, что документы и/или документация, имеющие отношение к захоронению отходов и других материалов во внутренних морских водах и в территориальном море, являются объектами государственной экологической экспертизы. Из этого положения следует, что теоретически на документацию по размещению грунтов от дноуглубления во внутренних водах и территориальном море может быть получено положительное заключение экологической экспертизы, хотя статья 37 Федерального закона 155-ФЗ такое размещение однозначно запрещает.

Нельзя отрицать, что возможность захоронения отходов и других материалов в морских водах все же законодательно установлена. Однако такое захоронение допускается исключительно за пределами внутренних морских вод и территориального моря РФ, на ее континентальном шельфе и при условии их надежной локализации .

К сожалению, данная норма мало применима в условиях южного Приморья, где в силу значительной изрезанности береговой линии континентальный шельф в его правовом определении начинается на значительном удалении от побережья. Это влечет за собой существенное удорожание строительных работ и само по себе является препятствием для осуществления портового строительства.

Что касается захоронения грунта в береговых отвалах, то нужно отметить, что значительные объемы изымаемых донных отложений, достигающие сотен тысяч кубометров, предполагают использование таких же значительных по площади карт намыва грунтов. Эти территории в силу длительных технологических перерывов в процессе намыва будут надолго выпадать из хозяйственного оборота. Да и найти подходящие участки не так просто. Учитывая уровень развития хозяйственной деятельности на морском побережье, ограничения природопользования в виде многочисленных заповедников, заказников и памятников природы, ландшафтные особенности территории, становится очевидным, что размещение изъятых грунтов в береговых отвалах является нерациональным и, более того, нереальным.

Размещению донных грунтов на полигонах твердых бытовых отходов, что при соблюдении ряда условий допустимо по санитарно-эпидемиологическим нормативам, препятствуют неизбежные сложности с доставкой обводненного грунта на полигон. При этом любые варианты временного складирования донных отложений в береговой зоне с целью их обезвоживания, например с использованием геосинтетических контейнеров, также наталкиваются на необходимость занятия значительной по площади территории, что далеко не всегда возможно в условиях плотной городской застройки и в связи с особенностями прибрежного рельефа.

КОНТОРЫ ПИШУТ

В соответствии с разработанным Гидрографической службой ТОФ сводным описанием режима плавания судов в водах, омывающих тихоокеанское побережье России, лоцией северо-западного берега Японского моря , а также морскими картами, изданными Главным управлением навигации и океанографии МО РФ, в заливе Петра Великого Японского моря в районах портов Владивосток, Находка, портопункта Славянка имеется несколько действующих подводных свалок грунта. Еще в совсем недавнем прошлом разрешение на захоронение грунта на этих свалках давал капитан порта, на акватории которого происходил сброс.

И сегодня капитаны портов подтверждают свою готовность санкционировать дампинг. Но если раньше это происходило с молчаливого согласия природоохранных структур, что придавало видимость законности происходящего, то сейчас ситуация в корне изменилась.

В середине прошлого года проектный институт ОАО «ДНИИМФ» направил обращения в Амурское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (г.Хабаровск), Отдел водных ресурсов по Приморскому краю Амурского бассейнового водного управления (г.Владивосток), Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ДВФО (г.Хабаровск), Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю (г.Владивосток), Приморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (г.Владивосток), Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края (г.Владивосток) с просьбой подтвердить возможность использования указанных районов для размещения изы-маемых при дноуглублении грунтов или определить другие пригодные для дампинга участки на акватории залива Петра Великого Японского моря.

Полученные ответы не внесли абсолютно никакой ясности по существу вопроса. Все вышеперечисленные ведомства, по сути, отказались от решения проблемы, сославшись на отсутствие у них соответствующих полномочий.

Единственным конкретным предложением явилась рекомендация по обоснованию района размещения изъятых грунтов и получения на него положительного заключения государственной экологической экспертизы в составе проектной документации, разрабатываемой на каждый проектируемый объект. Таким образом, по логике органов исполнительной власти, любая организация, планирующая проведение дноуглубительных работ, должна предварительно подобрать потенциально пригодный участок для сброса грунта, провести на нем инженерно-геологические и инженерно-экологические изыскания, разработать проектную и рабочую документацию на отвал грунта и получить положительное заключение государственной экологической экспертизы, а в дальнейшем – решение о предоставлении водного объекта в пользование.

Очевидно, что такое предложение нельзя рассматривать в качестве единственно возможного пути выхода из создавшейся ситуации. Оно, безусловно, приведет к значительному удорожанию проектно-изыскательских работ и увеличению временных затрат на их выполнение и будет, по сути, являться лимитирующим фактором для развития дальневосточных портов.

Свои последующие обращения с просьбой инициировать на федеральном уровне решение вопроса по организации официальных подводных отвалов грунта в Приморском крае и в целом на Дальнем Востоке, которые поддержала администрация Приморского края, ОАО «ДНИИМФ» направило в адрес Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Министерства регионального развития РФ, Министерства транспорта РФ и Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот).

Из Минрегионразвития ответа не последовало. Официальный ответ Минприроды не содержал никаких реальных предложений по решению рассматриваемой проблемы. Росморречфлот выразил свою поддержку предложению по использованию существующих подводных отвалов для утилизации грунтов от дноуглубления, для чего также необходимо получение согласование Росприроднадзора и Росводресурсов. По мнению Минтранса России, на законодательном уровне или в правоприменительной практике необходимо предусмотреть возможность создания публичных отвалов грунта, оперирование которыми осуществляли бы хозяйствующие субъекты, предоставляя данную услугу за плату заинтересованным лицам.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Инициированная ОАО «ДНИИМФ» переписка с заинтересованными министерствами и ведомствами показала, что на сегодняшний день вопрос о возможности размещения грунтов, изымаемых при проведении дноуглубительных работ на акваториях портов и подходных каналах к ним, в прибрежных водах РФ остается открытым. В этой области портостроения существуют серьезные законодательные пробелы и противоречия, что влечет за собой необходимость совершенствования правовой базы в сфере обращения с отходами и осуществления хозяйственной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море РФ. Отсутствует единый пакет документов, разработанный и согласованный Министерством транспорта, Министерством природных ресурсов и экологии, рыбохозяйственными ведомствами и организациями о порядке открытия/закрытия подводных отвалов грунта, как и внятная процедура получения разрешений на дампинг. Процесс разработки и согласования документации на размещение донных грунтов по-прежнему остается достаточно сложным, противоречивым и изнурительным для предприятий-природопользователей.

На основании вышеизложенного ОАО «ДНИИМФ» выработаны конкретные предложения по улучшению ситуации:

1. Дополнить пункт 1 статьи 37 Федерального закона от 31.07.1998 г. 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» положением о том, что размещение грунтов, образованных при проведении дноуглубительных работ на морских акваториях, не является захоронением отходов или сбросом вредных веществ.

2. Дополнить пункт 2 статьи 37 Федерального закона от 31.07.1998 г. 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» положением о возможности размещения грунтов от дноуглубления во внутренних морских водах и территориальном море РФ на официально установленных подводных отвалах при условии надежной локализации грунтов. Установить возможность размещения грунтов от дноуглубления на официально установленных подводных отвалах на основании разрешения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

3. Внести в пункт 2 статьи 34 Федерального закона от 31.07.1998 г. 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» положение о том, что при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы должны осуществляться только те виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море, перечень которых представлен в пункте 3 статьи 34 указанного закона.

4. Исключить из объектов государственной экологической экспертизы, перечисленных в пункте 3 статьи 34 Федерального закона от 31.07.1998 г. 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», документацию по захоронению отходов и других материалов во внутренних морских водах и в территориальном море.

5. Дополнить пункт 3 статьи 34 Федерального закона от 31.07.1998 г. 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» положением о том, что к объектам государственной экологической экспертизы также относятся документы и (или) документация по организации подводных отвалов донного грунта.

6. Разработать нормативный акт по порядку определения районов, пригодных для размещения грунтов от дноуглубления. В указанном документе установить требование об организации подводных отвалов на основании данных инженерно-геологических, инженерно-гидрографических, гидрометеорологических и инженерно-экологических изысканий, а также необходимость получения на подводный отвал положительного заключения государственной экологической экспертизы.

7. Разработать процедуру получения разрешения предприятиями-природопользователями на размещение грунтов от дноуглубления на официально установленных подводных отвалах.

8. Определить технологию локализации грунтов на официально установленных подводных отвалах в целях минимизации экологического ущерба.

9. Провести исследования по возможности использования имеющихся подводных отвалов для размещения грунтов, изъятых при проведении дноуглубительных работ на акваториях существующих и проектируемых портов и терминалов Приморья и Дальнего Востока.

10. Минтрансу России, как органу, отвечающему за развитие транспорта, взять на себя инициативу о правовом решении данных вопросов. Росморречфлоту совместно с Минприроды России организовать работу по официальному установлению районов для отвалов грунтов.

Похожие публикации

Ваш отзыв