Судам открывают границы

Новости морского транспорта

В канун завершения работы весенней сессии Государственной Думы РФ нового, 6-го созыва состоялось первое заседание Экспертного совета Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции – секции «Обеспечение безопасности границ Российской Федерации и континентальногонтального шельфа. Обустройство госграницы».

Редакция газеты «Морские вести России» попросила рассказать о целях и задачах секции Экспертного совета ее председателя, депутата Государственной Думы РФ от Республики Татарстан Марсела Галимарданова.

«МВР»: Марсел Магфурович, прежде всего поясните, пожалуйста, чем вызвано деление Экспертного совета на секции? Нецелесообразно ли было сделать единый совет?

М.ГАЛИМАРДАНОВ: Направлений деятельности Экспертного совета оказалось настолько много, что решили организовать секционный формат совета. Всего секций одиннадцать, это, к примеру, «Обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства», «Транспортная безопасность, обеспечение безопасности дорожного движения», «Борьба с коррупцией. Обеспечение экономической безопасности Российской Федерации» и другие. Понятно, что в ряде случаев компетенции вопросов будут пересекаться, и тогда возникнет необходимость в определенном взаимодействии между секциями. Но в целом координирует работу секций и всего совета председатель комитета, и именно в его руках сосредоточена вся «логистика» взаимоотношений секций. Безусловно, свои решения секции доносят до всех коллег совета, и по согласованию с председателем совета принимается коллегиальное решение. Принцип разделения здесь вполне целесообразен. К примеру, я 42 года проработал, вернее прослужил на границе, уволился генерал-майором из Пограничной службы ФСБ РФ, последняя моя должность перед депутатством – главный федеральный инспектор по Республике Татарстан аппарата полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе, поэтому прекрасно знаю проблематику приграничных территорий, но, честно признаюсь, не очень силен, скажем, в вопросах банковской безопасности, и, согласитесь, это направление в совете должен возглавлять все-таки специалист банковского дела…

«МВР»: Кто вошел в состав вашей секции?

М.ГАЛИМАРДАНОВ: В состав секции на настоящий момент вошли 16 экспертов – это представители бизнес-сообщества, осуществляющие свою деятельность в области брокерских услуг, логистики и транспортных перевозок, рыбопромысловых предприятий, научных учреждений, представители ТПП РФ и Федерального агентства «Росграница». В работе секции будут принимать участие также специалисты Федеральной службы безопасности, Федеральной таможенной службы, представители профильных министерств и ведомств. В дальнейшем, при необходимости, состав секции может быть расширен.

«МВР»: Раз структура Экспертного совета имеет секционный формат, тогда в чем заключаются цели и задачи вашей секции?

М.ГАЛИМАРДАНОВ: Прежде всего направление нашей деятельности проистекает из ее названия: это обеспечение безопасности и обустройства границ Российской Федерации, а также безопасности континентального шельфа. Поэтому основная работа будет направлена на проведение научно-правовой экспертизы законопроектов по вопросам ведения комитета в области обеспечения безопасности государственной границы, а также на подготовку инициативных законодательных предложений, в том числе на основе зарубежного опыта, которые могут быть представлены на рассмотрение в Государственной Думе. Будем проводить экспертную оценку на предмет «коррупциогенности» отдельных норм и положений законопроектов, находящихся на рассмотрении в комитете, готовить предложения по определению приоритетов законопроектной работы комитета; информировать членов комитета о последних достижениях науки и техники в сфере безопасности и связанных с ними перспективах законодательной деятельности; будем оказывать всяческое содействие в подготовке и проведении парламентских слушаний, круглых столов, конференций, совещаний и других мероприятий в Государственной Думе по вопросам, отнесенным к ведению комитета. Так что работа предстоит большая…

«МВР»: Расскажите, какие вопросы поднимались на первом заседании секции Экспертного совета?

М.ГАЛИМАРДАНОВ: Помимо организационных вопросов разного порядка, обычных для первого заседания, на рассмотрение экспертов были представлены две законодательные инициативы: поступивший в комитет законопроект Сахалинской областной думы «О внесении изменений в статью 9 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» (в части упрощения процедуры пересечения Государственной границы РФ судами, осуществляющим рыболовство), а также проект законодательной инициативы Министерства транспорта РФ «О внесении изменений в статью 9 Закона РФ «О Государственной границе РФ» и в статью 6 ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ».

По сути, обе законодательные новеллы близки по содержанию, но, на мой взгляд, правительственный вариант представляется все-таки шире. Речь идет об упрощении действующего пограничного режима для рыбопромысловых судов, осуществляющих свою деятельность в исключительной, то есть неоспариваемой экономической зоне Российской Федерации путем введения уведомительного порядка, а не на основании разрешения пограничных органов, как в настоящее время.

«МВР»: Не могли бы вы подробнее рассказать о сути этого вопроса?

М.ГАЛИМАРДАНОВ: Начну «от печки». В Законе Российской Федерации 4730-1 от 1 апреля 1993 года «О Государственной границе Российской Федерации» регламентированы нормы пограничного режима, согласно которым рыбодобывающие суда, осуществляющие промысел в исключительной экономической зоне РФ, не заходя в территориальное море и исключительную экономическую зону другого государства, лишены права захода в территориальное море своей страны без прохождения пограничного и таможенного контроля. При этом процедура пограничного и таможенного оформления при выходе судна на промысел биоресурсов предусматривает подачу судовладельцем или капитаном судна заявки в пограничное управление за 24 часа до выхода судна на промысел

А теперь представьте, что погодные условия в Дальневосточном регионе, прямо скажем, не «как в Греции», буквально в течение часа погода может ухудшиться до штормовой, а при таких условиях оформление судов уже не проводится и может задержаться на несколько суток. Эти и другие формальные причины ведут к вынужденному простою рыболовецкого флота, а следовательно, и к недолову биоресурсов и финансовым потерям рыбодобывающих организаций.

С другой стороны, из-за малой мощности береговых рыбоперерабатывающих предприятий, а также из-за отсутствия причалов, способных принять для выгрузки улова несколько судов одновременно, образуются очереди из судов, ждущих прохождения пограничного и таможенного контроля и подхода к причалам. Опять-таки экипаж судна может заняться пополнением запасов продовольствия, топлива и приступить к выполнению других хозяйственных работ, в том числе замене экипажа, только после прохождения пограничного и таможенного контроля и выгрузки улова.

В свое время, пять лет назад, постановлением Правительства РФ 560 «О получении разрешения на неоднократное пересечение Государственной границы Российской Федерации… и об осуществлении контроля в отношении указанных рыбопромысловых судов» была предусмотрена упрощенная процедура пограничного и таможенного оформления и неоднократного пересечения государственной границы РФ, однако проблема до сих пор остается нерешенной.

К примеру, суда, совершающие рейсы из портов Приморского края в морские порты Сахалинской и Магаданской областей, Камчатского края, Чукотского автономного округа, а также доставку грузов в порты по трассе Северного морского пути, вынуждены неоднократно пересекать границу Российской Федерации, не заходя при этом в иностранные порты или во внутренние воды и территориальное море иностранных государств. Но с начала 2009 года сложилась правоприменительная практика по привлечению капитанов судов, совершающих такого рода рейсы, к административной ответственности за непрохождение пограничного контроля, которая и выявила правовую коллизию в российском законодательстве. Тут немного сложно с формулировками, но это законы, а они зачастую «тяжелы» по текстуре. Итак, федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» установлено, что не рассматривается как выезд из Российской Федерации и как въезд в Российскую Федерацию пересечение государственной границы РФ гражданином России, иностранным гражданином или лицом без гражданства в течение срока действия у него визы при следовании с одной части территории РФ на другую часть ее территории через территорию иностранного государства в режиме транзитного проезда либо при следовании на российских судах через исключительную экономическую зону РФ или через открытое море без захода в иностранные порты. Вместе с тем статья 9 Закона РФ «О Государственной границе РФ» устанавливает, что российские и иностранные суда пересекают госграницу РФ на море, реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с указанным законом, международными договорами РФ и соответствующими федеральными законами. При следовании от госграницы России до пунктов пропуска и обратно суда обязаны выполнять требования и запреты, установленные частями 6 и 7 статьи 9 Закона РФ «О Государственной границе РФ».

Далее, в соответствии со статьей 11 Закона РФ «О Государственной границе РФ» пропуск через госграницу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых пунктах пропуска. При этом основанием для пропуска через госграницу является наличие действительных документов на право въезда лиц в Россию или выезда из нее, документов на транспортные средства, грузов, товаров и животных. Пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через госграницу РФ включает осуществление пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами РФ и федеральными законами, и иных видов контроля…

Итак, мы видим, что необходимость изменений назрела давно, федеральному закону почти 20 лет, существенно изменились структура и динамика рыбного промысла, его перерабатывающая составляющая. Во избежание двоякого толкования норм указанных законов и предлагается внести изменение, предусматривающее разрешение российским судам при следовании с территории РФ на территорию РФ через исключительную экономическую зону РФ и иных государств, а также через открытое море в целях осуществления перевозок грузов, пассажиров и их багажа, осуществления разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, лоцманской и ледокольной проводки, поисковых, спасательных и буксирных операций, подъема затонувшего имущества, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, санитарного, карантинного и другого контроля, защиты и сохранения морской среды, проведения морских научных исследований, учебных, спортивных, культурных целей неоднократно пересекать государственную границу РФ без прохождения пограничного, таможенного, в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием/убытием судов, и иных видов контроля при условии уведомления пограничных органов и при наличии на судах технических средств контроля, обеспечивающих постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна. Замечу, что уточнение в части содержания таможенного контроля в законопроекте сделано в целях соблюдения требований пункта 4 статьи 163 и пункта 1 статьи 165 Таможенного кодекса Таможенного союза.

В последние годы в Государственную Думу поступает много предложений по урегулированию отношений, возникающих при следовании судами, осуществляющими свою деятельность в целях торгового мореплавания: с одной части территории Российской Федерации на другую ее часть с необходимостью пересечения государственной границы РФ. Поэтому неудивительно, что к нам поступили законодательные новеллы сразу от двух субъектов. Повторюсь, правительственный вариант мне представляется более емким, глубже проработанным, и, полагаю, именно он и ляжет в основу изменений в федеральный закон 1993 года, конечно, с учетом и сахалинского варианта. Безусловно, предлагаемый обеими законодательными новеллами уведомительный порядок представляется вполне назревшим и более целесообразным.

С нашей стороны эксперты должны рассмотреть и представить свои предложения и замечания по данным законодательным инициативам до 20 августа. Конечно, будут споры, дискуссионные мероприятия, но все это соответствует регламенту работы Государственной Думы…

«МВР»: Редакция будет следить за прохождением законопроектов в Государственной Думе и всегда готова предоставить свою площадку для предложений и дискуссий по этой тематике.

М.ГАЛИМАРДАНОВ: С готовностью поддерживаю вашу инициативу. Мы рассмотрим все предложения, замечания и инициативы от, так сказать, «полевых офицеров» рыбопромысловой отрасли. Не исключаю, что будут подняты какие-то новые проблемные «пласты»т – новое время бросает новые вызовы, и законодательство должно вовремя адаптироваться к ним, иначе не избежать новых правовых коллизий и проблем.

Морские вести России 11 (2012)

Похожие публикации

Ваш отзыв