Транспортно-технологические системы — основа развития транспорта

Новости морского транспорта

Посвящается памяти министра морского флота СССР Тимофея Борисовича Гуженко и его заместителей по эксплуатации Анатолия Витальевича Голдобенко и Дмитрия Кирилловича Зотова (период руководства отраслью с 1970 по 1986 год)

Структура

Рационализация перевозочного процесса является одной из важнейших проблем повышенияпроизводительности труда и сокращения издержек при транспортировке прежде всего тарных (генеральных) и штучных грузов, включая лесные.

Расходы, связанные с перевозкой, погрузкой и выгрузкой грузов, складскими операциями при доставке товарной массы в смешанных и комбинированных сообщениях (это основной вид сообщений при экспортно-импортных перевозках, а также при перевозках грузов для снабжения Крайнего Севера и Дальнего Востока), в ряде случаев достигают 67-70% в структуре стоимости соответствующих видов товара в пунктах их конечной реализации.

Грузовая масса, доставляемая с помощью транспортно-технологических систем в смешанных и комбинированных сообщениях, включает в себя (в % к общему объему перевозок грузов):

наливные грузы – 54,6%;

навалочные грузы (уголь, кокс, руды, концентраты и другие навалочные, включая зерно) – 18,5%;

грузы, перевозимые в пакетированном виде (блок-пакетовозные), то есть укрупненные грузовые единицы – товары лесопромышленного комплекса, металлопродукция, оборудование, и другие тарно-штучные грузы – 22,8%;

грузы, перевозимые в контейнерах, – 3,9%;

грузы, перевозимые на паромах, – 0,2%.

Как показывает мировой и отечественный опыт, комплексные и узкоспециализированные (например, автомобилевозные) транспортно-технологические системы (ТТС) доставки наиболее трудоемких для транспорта тарных и штучных грузов в оптимальных укрупненных грузовых единицах (пакетах, блок-пакетах, флетах, спецупаковках, трейлерах, ролл-трейлерах и т.п.) в смешанных, прямых смешанных и комбинированных экспортно-импортных и транзитных сообщениях по схеме «дверь-дверь» внутри России в полной мере отвечают требованиям сохранности и срочности доставки.

Решение важнейшей проблемы реального поэтапного создания гармонизированной транспортной системы страны в период существования СССР осуществлялось путем включения в планы развития народного хозяйства страны соответствующих мероприятий и объектов. Такой подход позволял обосновать технологические требования к новому поколению техники по элементам транспортного процесса на обозримую перспективу. Тем самым закладывалась база создания прогрессивных ТТС на мировом уровне.

В отдельных случаях ТТС могут функционировать не «от двери отправителя», а от мест концентрации (баз) или портов перевалки грузов, куда они поступают от отправителей поштучно и где осуществляется формирование укрупненных грузовых единиц и дальнейшая их перевозка до получателя с помощью ТТС. Целесообразность организации этих ТТС определяется расчетом экономической эффективности с учетом сложившихся конкретных условий.

Основными слагаемыми ТТС являются следующие технические средства: подвижной состав различных видов транспорта (суда, вагоны, автомобили, тягачи, трейлеры); перегрузочные комплексы – причалы, склады, подъездные пути, погрузочно-разгрузочные механизмы, грузозахватные и пакетоформирующие приспособления, средства укрупнения (контейнеры, поддоны, ролл-трейлеры, пакетирующие стропы и т.п.), средства автоматизации и управления.

Эти технические средства должны быть в руках надлежаще обученных кадров, владеющих передовой технологией, методами организации перевозок различными видами транспорта, системами управления, коммерческо-правовыми нормативными документами, порядком выполнения таможенно-брокерских операций и др.

ТТС реализуются через транспортно-технологические линии (ТТЛ). Для рассматриваемых ТТС системообразующим компонентом является укрупненная грузовая единица.

Стадии создания и внедрения ТТС

I. На этапе создания ТТС:

- предпроектная – разработка и утверждение технического задания;

- проектная – исследования и разработка всего необходимого комплекса проектной документации по организации доставки груза по схеме от отправителя до получателя (экономических обоснований, технологических, технических, организационно-правовых, коммерческих условий и т.п.).

II. На этапе внедрения ТТС:

- комплексная программа опытно-промышленной проверки ТТС, разработка предложений по корректировке проектной документации, определение масштабов внедрения, оформление акта внедрения исследовательско-проектной разработки ТТС. На данном этапе осуществляется авторский надзор за внедрением ТТС.

Состав проекта ТТС

Сведения о грузе. Объемы и период предъявления грузов с распределением по годам и кварталам с помесячной разбивкой, схема перевозки грузов от отправителя до получателя с указанием пунктов отправления и назначения, а также пунктов передачи груза с одного вида транспорта на другой.

Транспортно-физические особенности грузов

Выбор рационального варианта укрупнения груза: укрупнение с помощью контейнеров, моно- и блок-пакетов, специальных обустройств для перевозки и перегрузки тяжеловесных, крупногабаритных агрегатов и колесной техники, а также других вариантов формирования укрупненной грузовой единицы.

Состав участников ТТС

Определяется перечень лиц (транспортных организаций и пользователей услуг транспорта), включающий грузовладельцев, перевозчиков, операторов подвижного состава, владельцев транспортной инфраструктуры, экспедиторов и др., принимающих участие в доставке грузов от отправителя до получателя.

Провозные и перегрузочно-складские мощности

Определяется перечень видов и состав транспортных средств, их эксплуатационно-технические характеристики (тип и количество судов, вагонов, автомобилей и др.).

Определяется перечень перегрузочных комплексов, их техническая оснащенность по звеньям ТТС (тип и количество подъемно-транспортных машин, складские обустройства).

Взаимоувязанный транспортно-технологический процесс (ВТТП)

ВТТП должен проектироваться, как правило, по элементам ТТС на базе прогрессивной технологии доставки грузов.

Цели ВТТП:

- обеспечение доставки груза «точно в срок»;

- рациональное использование грузовместимости и грузоподъемности занятых в ТТС всех видов транспортных средств;

- соблюдение правил использования и сроков обращения средств укрупнения;

- упрощение условий сдачи-приемки грузов между всеми звеньями ТТС;

- исключение тяжелого ручного труда в процессе выполнения погрузочно-разгрузочных и складских операций;

- обеспечение сохранной перевозки грузов.

Содержание ВТТП:

- обоснование перечня видов укрупненных грузовых единиц (УГЕ), установление их транспортно-технологических характеристик;

- технические условия размещения, крепления УГЕ на железнодорожном подвижном составе и при необходимости на автотранспорте;

- разработка типовых технологических карт выполнения погрузочно-разгрузочных и складских работ в портах, на станциях и на складах отправителей и получателей груза;

- разработка типовых грузовых планов для морских и речных судов;

- карты технологического режима перевозки.

Выполнение требований ВТТП обязательно для всех участников данной ТТС. Внесение каких-либо изменений в ВТТП производится головным ведомством в установленном порядке по предварительному согласованию с участниками ТТС.

Коммерческо-правовое обеспечение ТТС

В этой части ТТС подлежат разработке:

- порядок сдачи-приемки грузов по всем звеньям ТТС;

- сроки доставки грузов, санкции за несвоевременное предъявление грузов и сроки их доставки;

- сроки оборота средств укрупнения и других специализированных средств перевозки, санкции за несоблюдение сохранности и сроков;

- приспособления, обеспечивающие исключение доступа к грузу в УГЕ (пломбы, контрольные ленты и сетки, брезентовые тенты, бандажи и т.п.);

- содержание маркировки УГЕ;

- допускаемые варианты транспортных условий для внешнеторговых контрактов;

- состав товаросопроводительных и перевозочных документов, порядок их оформления, предъявления и визирования;

- проект договора (соглашения), регулирующего взаимоотношения сторон;

- порядок согласования тарифов на перевозки, выполнение портовых работ, сборов;

- порядок планирования, осуществления оперативного (диспетчерского) управления и контроля за ходом выполнения ВТТП.

Автоматизированные системы управления

Автоматизированные системы управления включают:

- АСУ «Терминал»;

- АСУ «Транспорт».

АСУ «Терминал» выполняет следующие основные задачи:

- учет, накопление и размещение груза на терминале;

- составление, обработка и передача грузовой документации;

- оперативное управление и организация погрузочно-разгрузочных работ.

АСУ «Транспорт» выполняет следующие основные задачи:

- слежение за прохождением грузов по всем звеньям ТТС;

- взаимоувязанное регулирование транспортного процесса;

- информационное обеспечение о выполнении договорных обязательств с портом.

Выходные документы

Проект ТТС.

План реализации проекта ТТС участниками.

Проект типового договора (проформа договора) о взаимоотношениях сторон – участниц ТТЛ или ТТС в целом.

Соглашение по срокам и стоимости между разработчиками и внедряющими ведомствами и организациями об авторском надзоре.

Основные методические указания по экономическому обоснованию ТТС

До начала проектирования ТТС, в особенности узкоспециализированной, необходимо надежно обосновать размер «критического» грузопотока, то есть найти такой объем перевозок и период, за который этот объем должен быть перевезен, чтобы за этот период окупились все капиталовложения, связанные с созданием системы по конкретным транспортно-технологическим линиям.

Экономическая эффективность, рассчитываемая по конкретным ТТЛ, определяется в разрезе участников ТТС по всей цепи доставки груза от грузоотправителя до грузополучателя. Показатели экономической эффективности по данной ТТС сравниваются с базовым (существующим) вариантом доставки груза, предлагаемым на транспортном рынке.

Концепция определения величины и массы модуля укрупненных грузовых единиц

УГЕ выполняет роль связующего звена между перевозочными средствами и другими элементами инфраструктуры отдельных видов транспорта. Ее основным параметрам должны соответствовать подвижной состав и грузоподъемные средства, занятые освоением соответствующего грузопотока. Причем данное условие следует рассматривать не только в национальном, но и в международном аспекте. Очевидно также, что в ряде случаев внедрение того или иного модуля УГЕ оказывает влияние на изменение параметров выпускаемой продукции. Типоразмерный модуль УГЕ должен являться локомотивом развития техники и технологии на транспорте.

На основании прикладных научно-исследовательских работ по обоснованию параметров модуля УГЕ (пакета) требует сопоставления при расчетах всех возможных сочетаний их размеров. При выборе оптимальных параметров исходными размерами являются их длина, ширина и высота. Остальные параметры – производные от указанных. Данные параметры зависят от многообразных факторов, связанных с процессами производства товаров, доставки грузов и реализации транспортной продукции.

Предварительно необходимо рассчитать стоимость использования того либо иного транспортного средства. Данные величины могут быть получены с помощью соответствующего расчетного коэффициента. Этот коэффициент может отражать либо непосредственно стоимость содержания (аренды) конкретных типов транспортных средств в эксплуатации, либо вероятность их применения в перспективе (на основе экспертных оценок), либо, наконец, результат сопоставления использования различных транспортных средств. С учетом изложенного рассматриваются варианты применения разных модулей на транспортных средствах, и путем сопоставительных расчетов определяются оптимальные размеры модуля.

Реализация изложенных требований ТТС на практике обеспечивает выполнение Концепции формирования единого транспортного пространства, утвержденной решением Межгоссовета ЕврАзЭС 25 января 2008 г. ( 374), а также создание гармонизированной Единой транспортной системы (ЕТС) России во взаимодействии со странами Евросоюза и Азиатско-Тихоокеанского региона.

В данное время в качестве нормативного документа действует РД 31.19.33-87 «Транспортно-технологические системы морских перевозок на базе доставки укрупненных грузовых единиц «от двери до двери». Основные положения», регулирующий перевозочный процесс в пределах одного вида транспорта.

Как известно, институт «Союзморниипроект» является основоположником разработки и внедрения транспортно-технологических систем доставки укрупненных грузовых единиц (УГЕ) во внутреннем и международном сообщениях по схеме «дверь-дверь» с применением контейнеровозных, блок-пакетовозных, паромных, контрейлерных и других???. При этом решается весь комплекс вопросов, касающихся данных ТТС: технических, технологических, организационно-информационных, коммерческо-правовых, таможенных и др.

С целью гармонизации ЕТС России во взаимодействии с государствами Таможенного союза, СНГ, ЕС и АТР планом работы Росстандарта институту поручается с учетом изменившихся социально-экономических условий на базе РД 31.10.33-87 разработать межгосударственный стандарт «Транспортно-технологические системы перевозок на базе доставки укрупненных грузовых единиц «от двери до двери». Основные положения», который должен охватывать все виды доставки УГЕ во внутренних и международных сообщениях.

Введение данного нормативного документа позволит обеспечить:

- развитие на единых принципах правовых основ транспортной деятельности;

- развитие на единых принципах государственного регулирования всех видов транспорта;

- сбалансированное распределение бюджетных ресурсов между различными видами транспорта;

- координацию развития инфраструктуры различных видов транспорта;

- координацию обеспечения, в части транспорта, безопасности и обороноспособности страны;

- согласование интересов и объединение усилий различных уровней исполнительной власти в развитии транспортной системы и «стыковку» транспортных систем отдельных регионов;

- формирование на транспорте единого информационного пространства;

- регулирование межвидовой конкуренции;

- согласование интересов и объединение усилий государства и бизнеса в развитии транспортной системы.

Данный ГОСТ должен быть базовым нормативным документом гармоничного развития ЕТС России в увязке со странами Таможенного союза, государствами СНГ, ЕС и АТР.

В последующих статьях будут освещены результаты работы морского транспорта СССР (до его развала) в условиях реализации РД 31.19.33-87. Большой вклад в развитие прогрессивных транспортно-технологических систем в экспортно-импортных сообщениях внесли Тимофей Борисович Гуженко, Анатолий Витальевич Голдобенко и Дмитрий Кириллович Зотов.

Энгельс ГАГАРСКИЙ, д.т.н., профессор, начальник отдела прогрессивных транспортно-технологических систем института «Союзморниипроект»

Похожие публикации

Ваш отзыв