В согласии с правообладателем

Новости морского транспорта

Защита объектов интеллектуальной собственности в условиях упрощения таможенных процедур – чрезвычайно актуальная задача в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию. Однако членство в ВТО – не единственная причина, по которой нужно защищать эту собственность.

Текст: Оксана КУРОЧКИНА, член Экспертного совета Госдумы РФ по бюджетам и налогам

Цивилизованный рынок интеллектуальной собственности нужен, естественно, не только в однойотдельно взятой России. Он должен победить на всем едином экономическом пространстве наших трех стран – РФ, Беларуси, Казахстана. Речь идет о том, чтобы все стороны активнее работали над созданием соответствующей оптимальной правовой среды для формирования этого рынка. Мы эту тему надеемся тщательно проанализировать 17 апреля, когда в Москве при поддержке Всемирной организации интеллектуальной собственности пройдет V Международный форум «Интеллектуальная собственность – ХХI век».

С какими основными проблемами мы сталкиваемся сегодня в сфере правового регулирования международного оборота товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности? Во-первых, это проблема параллельного импорта, то есть ввоза без санкции правообладателя на территорию страны оригинального товара, защищенного товарным знаком. Проблема параллельного импорта тесно связана с таким понятием, как исчерпание прав, потому что сама возможность ввоза товаров без согласования с правообладателем или официальным дистрибутором напрямую зависит от применения национальной концепции исчерпания прав. Российский национальный принцип исчерпания прав, по мнению Федеральной антимонопольной службы РФ, наносит существенный ущерб физическим и юридическим лицам – резидентам РФ. ФАС РФ предлагает внести в статью 1487 Гражданского кодекса России изменения, которые позволят ввести в нашей стране международный принцип исчерпания прав. По другому пути в решении данного вопроса предлагают пойти ряд правообладателей, которые усматривают в параллельном импорте акт недобросовестной конкуренции, связанной с незаконным использованием неуполномоченными лицами интеллектуальной собственности. Они настаивают на внесении в Кодекс об административных правонарушениях РФ статью, предполагающую возможность привлечения к административной ответственности лиц, ввозящих на территорию России оригинальные товары без согласия правообладателя.

Здесь следует учесть, что Россия и сама обладает значительными интеллектуальными ресурсами (другой вопрос, что используются они недостаточно эффективно), но в то же время является крупнейшим импортёром товаров, содержащих результаты интеллектуальной собственности. Иными словами, необходимо соблюдать паритет интересов всех – и государства, и правообладателей, и участников внешнеэкономической деятельности, и рядовых российских потребителей.

Вторая проблема – это существование советских товарных знаков, которых, по оценке Роспатента, после распада СССР осталось около 4000. Из них по пищевым продуктам – около 70 товарных знаков; по кондитерским изделиям – около 250; по лекарственным средствам – около 600; остальное – промышленные товарные знаки. Таким образом, на сегодняшний день советские товарные знаки – это немалая часть в общем количестве товарных знаков, подлежащих охране в странах Таможенного союза, и в частности в Российской Федерации. Стоит отметить, что в национальных системах регистрации товарных знаков в каждом из государств – членов Таможенного союза права на такие знаки зарегистрированы за различными правообладателями. Поскольку ситуация с советскими товарными знаками является проблемой, не имеющей прямого правового регулирования ни в России, ни в других государствах – участниках Таможенного союза, а также учитывая количество советских товарных знаков, подлежащих охране, назрела необходимость в создании законодательно урегулированного механизма, который предусматривал бы цивилизованное использование советских торговых марок производителями. В-третьих – это проблема гармонизации законодательства в области интеллектуальной собственности государств – участников единого экономического пространства. В Российской Федерации создана соответствующая базовым принципам мировых стандартов система охраны и защиты интеллектуальной собственности, но пока что сама проблема такой защиты (в первую очередь от контрафактной и поддельной продукции) не исчезла. Более того, в условиях Таможенного союза и создания единого экономического пространства, по мнению многих экспертов, которое автор также разделяет, проблема во многом будет обостряться.

Причина этого, в частности, в том, что к моменту создания Таможенного союза в наших странах сложились схожие, но все же отличные по механизмам и эффективности правовые системы регулирования экономических правоотношений в области интеллектуальной собственности. Их унификация под единые стандарты может означать перестройку разной степени сложности и длительности.

Поскольку таможенное регулирование осуществляется посредством установления определенных административно-правовых отношений, введение положений, связанных с обеспечением защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, должно сопровождаться разработкой четких и единых механизмов и процедур контроля. Они пока отсутствуют. Это означает, что появление дополнительного административного барьера для свободного передвижения товаров, в том числе и внутри стран – участников единого экономического пространства, – неизбежно.

Законодательство единого экономического пространства по вопросам охраны и защиты прав интеллектуальной собственности пока находится в стадии становления. При этом надо отметить, что наши страны приняли на себя обязательства по обеспечению своих граждан эффективными средствами правовой охраны и защиты прав интеллектуальной собственности и работают в этом направлении.

Так, предусмотрена разработка международного договора о единых процедурах регистрации товарных знаков и наименований мест происхождения товаров (географических указаний); международного договора об определении единого порядка управления авторскими и смежными правами на коллективной основе, создании баз данных, содержащих информацию об охраняемых объектах авторских и смежных прав; международного договора о координации действий полномочных органов сторон по защите прав на результаты интеллектуальной деятельности; международного договора о координационном совете ЕЭП по интеллектуальной собственности.

Похожие публикации

Ваш отзыв