Таможенные брокеры, как буфер, смягчают первый удар таможенного законодательства по участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД), первый раз столкнувшимся с декларированием товаров. Поэтому процесс таможенного оформления для участника ВЭД без услугтаможенных брокеров чаще всего становится просто невозможен. Сегодня мы дадим обзор этого важного и обширного сегмента рынка грузоперевозок.
Текст: Игорь Кротов, к.э.н., Валерия Ермакова, к.э.н., ФТС России
Первые декларанты – прообраз будущих таможенных брокеров в Российской Федерации появились в 1989 году. Порядок предоставления права декларирования был установлен приказом ГУ ГТК СССР от 18 августа 1989 года 137, а затем закреплен в 57-й статье Таможенного кодекса СССР 1991 года. Понятие таможенного брокера (посредника) появилось в Таможенном кодексе РФ 1993 года (глава 24, статья 157). Сейчас в России действует около 500 брокеров. Много это или мало?
Сколько нужно?
До вступления в силу Таможенного кодекса РФ 2004 года их было около 540. Для сравнения приведем количество таможенных брокеров, действующих в некоторых странах. Так, во Франции их 825, в Бельгии – 766, в Турции – 1466, в Греции – 2500, в Испании – 770, в Канаде – 260. Так что везде по-разному. В России к вопросу о количестве таможенных брокеров отношение двоякое. Если этот вопрос рассматривать с точки зрения контроля таможенных органов за деятельностью таможенных брокеров и заинтересованности в прозрачных, стабильных участниках таможенных правоотношений, то здесь предпочтительнее их меньшее количество. Участникам же внешнеэкономической деятельности, конечно, необходимо большее количество посредников на линии таможня – грузоперевозчик, так как в этом случае возрастает качество предоставляемых брокерами услуг и снижается их стоимость.
В то же время Федеральная таможенная служба обсуждает возможность полного отказа от услуг таможенных брокеров. Так, недавно при подведении итогов эксперимента на международном автомобильном пункте пропуска (МАПП) Бурачки (граница с Латвией) было сказано, что ФТС России подтверждает эффективность схемы «одного окна» и выступает за отказ от необходимости обращения перевозчиков к таможенным брокерам при условии применения процедуры предварительного информирования. «Эксперимент подтверждает, – говорится в сообщении пресс-службы ФТС, – что участники ВЭД и перевозчики, которые применяют предварительное информирование, получают реальные преимущества при таможенном контроле в пунктах пропуска за счет сокращения времени нахождения в МАПП». При этом предварительное информирование является добровольным для участников ВЭД и перевозчиков. Сегодня уже до 30% грузов оформляется на его основе.
Кроме того, со стороны государственных органов раздаются и более резкие оценки деятельности таможенных брокеров. Эти организации прямо называются как «способствующие появлению и развитию так называемых схем серого импорта». А первый вице-премьер Сергей Иванов на совместной коллегии Минтранса РФ и ФТС России в апреле 2007 года предлагал вообще ликвидировать институт таможенных брокеров.
Тем не менее такие организации существуют, продолжают развиваться и действовать по определенным все той же властью правилам. В Таможенном кодексе РФ 2004 года установлены новые требования к таможенному брокеру (представителю), закрепленные в 15-й главе ТК. В статье 140 ТК определены условия включения таможенных брокеров в специальный реестр. И основным условием включения в реестр таможенных брокеров является предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей. Такое обеспечение может быть представлено в виде поручительства, банковской гарантии или депозита (внесения средств на счета таможенных органов). В приведенной диаграмме показано количество таможенных брокеров, использующих те или иные виды уплаты таможенных платежей.
Приведем статистику деятельности таможенных брокеров. В 2003 году ими было оформлено 28,9% всех таможенных деклараций, брокеры заплатили 54,4% суммы всех таможенных платежей, в 2005 году – 28,1 и 58,4% соответственно, в 2007 году – 35,8 и 59,6%.
Оценки и расценки
Так как же оценить деятельность таможенного брокера? У Федеральной таможенной службы для такой оценки существует целая система специальных показателей: количество административных правонарушений в области таможенного дела, количество оформленных таможенных деклараций за год, сумма уплаченных таможенных платежей. К этому хочется добавить такие характеристики деятельности таможенного брокера, как оказываемые услуги (электронное декларирование, использование таможенной карты для уплаты таможенных платежей, услуги склада временного хранения, таможенного перевозчика, наличие у таможенного брокера интернет-сайта и т.д.) и количество постоянных клиентов. Кроме того, при выборе таможенного брокера участник ВЭД обращает внимание и на его емкость, т.е. на количество оформленных таможенных деклараций по отношению к промежутку времени и количеству сотрудников. Надо отметить, часто увеличение емкости приводит к резкому падению качества работы таможенного брокера в целом.
Работа таможенного брокера рискованна, а общая ситуация на внешнеэкономическом рынке продолжает оставаться нестабильной. Но там, где есть риск, должны быть и методы страховки. Именно такой страховкой для брокеров служат расценки на их услуги. И сегодня цены на оказание услуг по оформлению грузов у таможенных брокеров колеблются самым причудливым образом. Многие таможенные брокеры вообще не имеют прейскурантов и формируют цены произвольно. Часто их рентабельность составляет 200-300%, в отдельных случаях может доходить до 1000%.
Конечно, жонглирование ценами нельзя назвать обычными «издержками производства». Это именно один из тех минусов, который заставляет властные структуры давать критические оценки всему институту таможенных брокеров. Но, как известно, перегибы случаются там, где есть пережимы. Основные проблемы таможенных брокеров связаны с большой ответственностью, в основном финансовой, перед таможенными органами. И это при полном отсутствии каких-либо преимуществ при таможенном оформлении по сравнению с остальными участниками внешнеэкономической деятельности, оформляющими грузы самостоятельно. Иными словами, при вознаграждении (как правило, незначительном по сравнению с суммой таможенных платежей) за оказание услуг по таможенному оформлению грузов таможенный брокер несет ответственность за полную уплату таможенных платежей. Даже в случае сокрытия участником внешнеэкономической деятельности умышленно или по незнанию каких-либо фактов.
Хотелось бы отметить и пожелания таможенных брокеров относительно сокращения сроков выпуска товаров. Так, таможенные органы осуществляют выпуск товаров в соответствии со статьей 149 Таможенного кодекса РФ не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации. Это положение действует одинаково для таможенного брокера и для любого участника внешнеэкономической деятельности. Согласно данному положению, товар может быть выпущен и ранее названного срока, однако практика показывает: таможенный инспектор не заинтересован выпустить товар в более короткий срок, чем максимальный (так как в этом случае имитируется загруженность таможенного инспектора и создается возможность для злоупотреблений). И тут таможенные брокеры ратуют за получение преимуществ по максимальному сроку выпуска товара перед другими участниками внешнеэкономической деятельности и сокращение срока до 1 дня. Это дало бы брокеру преимущество, например, при оформлении товаров, для которых предусмотрена доставка точно в срок.
Как правило, при оценке деятельности таможенных брокеров отмечаются ограничения сферы их работы. Обычно это регион деятельности одного или нескольких таможенных органов. При этом фактически таможенный брокер находится в каком-то одном федеральном округе, по адресу юридической регистрации. Количество таможенных брокеров, юридически зарегистрированных по федеральным округам, представлено в таблице.
Таким образом, наибольшее количество таможенных брокеров зарегистрировано в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. Однако с учетом филиалов в Южном федеральном округе действует 59 таможенных брокеров, в Дальневосточном – 47, в Сибирском – 30, в Уральском – 27.
При составлении рейтинга, представленного ниже, был проведен анализ брокеров, указанных в реестре ФТС и имеющих филиалы (не меньше 3). Но стоить отметить, что в конкретной работе вполне эффективно иметь дело не только с брокерами, имеющими большую филиальную сеть и покрывающими все федеральные округа РФ, но и с теми брокерами, которые работают локально в рамках одного региона или даже таможни. Здесь на первый план выходит качество предоставляемых услуг и применение в работе передовых таможенных технологий: электронного декларирования, оплаты таможенных платежей с помощью таможенной карты. Примером может являться группа компаний «Транс-Бизнес» (Северо-Западный регион). Компания является таможенным брокером и таможенным перевозчиком (ООО «Транс-Бизнес Северо-Запад» – ведущий таможенный перевозчик СЗТУ), применяет с 2006 г. электронное декларирование и использует таможенную карту для оплаты таможенных платежей, т.е. предоставляет участнику ВЭД полный комплект таможенных услуг. Такие брокеры при анализе показателей в рамках одной таможни или региона выходят на первые места в регионе, но уступают лидерство крупным брокерам на федеральном уровне.
В свете Концепции
Но в ближайшее время многие критерии деятельности таможенных брокеров будут рассматриваться еще под одним углом зрения: насколько эффективно им удастся приспособиться к новым условиям работы. Речь о проекте Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, которую коллегия ФТС России одобрила в середине сентября. Реализация положений названной концепции затронет деятельность всех околотаможенных структур, в том числе и таможенных брокеров. На этом новом этапе реформ таможенного администрирования остановимся подробнее.
Предпосылки для реформ компетентные органы выстраивают в ряд. В России источники сырья, центры производства и потребления удалены друг от друга и от внешних границ на значительные расстояния. Система таможенного оформления товаров ориентирована на таможенные органы, расположенные, как правило, в крупных городах, являющихся транспортными узлами. Это соответствует общемировой тенденции.
Так, например, Московский регион вследствие исторически сформировавшейся в европейской части России радиальной сети автодорог является «перекрестком» автомобильных, железнодорожных, авиационных и водных транспортных потоков с севера на юг и с запада на восток. Через московский транспортный узел проходят международные транспортные коридоры: 2 «Запад-Восток» и 9 «Север-Юг», а также российский транспортный коридор «Север-Юг». Ежемесячно в Московский регион прибывает около 70 тысяч транспортных средств с товарами, подлежащими таможенному оформлению. В Москве функционируют 4 таможни, которым подчинено 45 таможенных постов. В Московской области – 4 таможни, которым подчинено 49 таможенных постов. Всего в Московском регионе сосредоточено более 110 мест таможенного оформления (с учетом отделов таможенного оформления с кодом).
В то же время сложившаяся в Московском регионе околотаможенная складская инфраструктура и ее местонахождение сегодня уже перестали соответствовать современным требованиям перевозок и хранения грузов. Существующее нерациональное размещение транспортно-логистических и складских центров приводит к транспортным заторам, перевозкам товаров через Москву, разрушает городские дороги, не приспособленные для тяжелых автопоездов, ухудшает экологическую обстановку и повышает уровень аварийности на городских автомагистралях. При этом постоянно растут объемы таможенного оформления импортируемых товаров, увеличивается связанная с этим нагрузка на должностных лиц таможенных органов. Так что вопрос о необходимости укрупнения расположенных на территории Московского региона таможенных постов и изменения их местонахождения требует немедленного разрешения.
Рост внешнеторгового оборота Российской Федерации с каждым годом усиливает неравномерность инфраструктурного развития между центральными и приграничными субъектами страны, заостряет проблему чрезмерной транспортной нагрузки на крупные российские города. Зачастую товарные потоки ввезённых и выпущенных в свободное обращение товаров направлены навстречу друг другу.
И вот решение проблем найдено. Путем развития транспортно-логистической инфраструктуры в крупных транспортных узлах за пределами крупных городов, с одновременным перераспределением таможенных операций между таможенными органами внутри страны и в приграничных субъектах РФ.
Реализация положений концепции затронет импортируемые товары, перемещаемые автомобильным, железнодорожным (частично) и морским транспортом (с развитием логистических технологий «сухого порта»). И не коснется:
• товаров, перемещаемых воздушным транспортом, так как таможенные органы уже расположены в аэропортах;
• отдельных категорий товаров (т.к. при таможенном оформлении ввозимых товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ, необходимо учитывать невозможность или нецелесообразность изменения установленного порядка в отношении отдельных категорий товаров);
• импорта сырья (т.к. особенностью таможенного оформления сырья, ввозимого российскими промышленными предприятиями, является необходимость обеспечения бесперебойного их функционирования с учетом непрерывного технологического цикла);
• товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования (изменение существующего порядка таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования, нецелесообразно);
• товаров, требующих особых условий хранения и (или) для таможенного оформления которых необходимы специальные знания (это: энергоносители, лекарственные средства, скоропортящиеся продукты питания, живые животные, подакцизные товары, объекты экспортного контроля, продукция военно-технического сотрудничества, экспресс-грузы и др.), так как в этом случае в приграничных субъектах РФ требуется развитие специализированной таможенно-логистической инфраструктуры, создание соответствующего экспертно-аналитического потенциала, а также укомплектование таможенных органов специалистами, обладающими необходимой квалификацией);
• товаров, перемещаемых в рамках важных инвестиционных проектов (т.к. в отношении таких товаров применяются специальные процедуры таможенного оформления);
• а также в отношении перемещаемых драгоценных металлов и драгоценных камней, делящихся и радиоактивных материалов.
Кроме того, изменения не коснутся:
• дипломатической почты и консульской вализы иностранных государств, а также товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ и вывозимых с таможенной территории РФ иностранными лицами, в отношении которых установлены предусмотренные главой 25 ТК РФ таможенные льготы;
• товаров, предназначенных для демонстрации на выставках, ярмарках, международных встречах и других подобных мероприятиях;
• культурных ценностей;
• товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях;
• экспресс-грузов, перемещаемых специализированными транспортно-экспедиционными организациями;
• экспортируемых товаров.
В тумане проблем
Итак, пути решения проблем найдены, сфера деятельности очерчена. Но тут встает новый вопрос: насколько развитие таможенной инфраструктуры будет увязано с развитием транспортно-логистической и банковской инфраструктуры. В этой связи речь шла о развитии в приграничных субъектах РФ института государственно-частного партнёрства и дальнейшей гармонизации соответствующей законодательной базы. Кроме того, внесение изменений в действующую систему таможенного оформления влечет изменения и в системе государственного контроля ввоза/вывоза товаров.
Для организации таможенного оформления в приграничных субъектах РФ планируется проведение целого комплекса мер. В частности, согласование положений концепции с принятыми и разрабатываемыми стратегиями (концепциями, программами, планами) федеральных органов исполнительной власти и бизнес-сообщества, в частности:
– Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации;
– Концепцией внешней политики РФ;
– Концепцией государственной политики в сфере обустройства государственной границы РФ;
– Внешнеэкономической стратегией России до 2020 года;
– Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года;
– Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года;
– Концепцией формирования в РФ «электронного правительства» до 2010 года;
– Концепцией использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года.
Вся реализация концепции предполагает два периода.
I период (2008-2010 годы) – организация таможенного оформления в приграничных субъектах РФ. В этих временных рамках планируется совершенствование нормативной правовой основы процесса, согласование концепции с принятыми и разрабатываемыми стратегиями (концепциями, программами, планами) федеральных органов исполнительной власти и бизнес-сообщества, создание объективных предпосылок для развития необходимой таможенно-логистической инфраструктуры. Первоочередная реализация положений концепции будет осуществлена в Московском, Северо-Западном и Дальневосточном регионах. А также в отношении товаров, перемещаемых воздушным и морским транспортом.
II период (2011-2020 годы) – осуществление таможенного оформления в приграничных субъектах Российской Федерации. В этот период ставится задача на базе таможенно-логистической и транспортной инфраструктуры оптимизировать системы таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых автомобильным транспортом (к 2014 году) и железнодорожным (к 2020 году).
Еще раз подчеркнем, перенос таможенного оформления и таможенного контроля товаров в места, приближенные к государственной границе РФ, повлечет за собой существенные изменения в географии брокерской деятельности, сокращение количества СВХ в крупных городах. А значит, расширение объемов этого вида услуг на границе.
И тут успех реформ будет зависеть от решения целого комплекса взаимосвязанных проблем. Во-первых, задача актуальная как для участников ВЭД, так и для государственных контрольных органов: отсутствие в приграничных субъектах Российской Федерации квалифицированных кадров. Привлечение же в нужные места нужных специалистов, а также их подготовка и переподготовка сопряжены с необходимостью решения многих вопросов социального обеспечения.
Во-вторых, осуществление таможенного оформления в приграничных субъектах РФ в условиях отсутствия эффективного таможенного контроля до и после выпуска товаров создает предпосылки к криминогенности ВЭД. Возможен рост числа нарушений таможенного законодательства РФ, в том числе «фирмами-однодневками», в области определения таможенной стоимости, страны происхождения товаров, классификации товаров, с использованием подложных документов, с применением скрытых расчетов за товары и др.
Упрощение таможенных формальностей и сокращение времени таможенного оформления должны сопровождаться комплексом мер по повышению эффективности антикоррупционной и правоохранительной деятельности таможенной службы Российской Федерации.
Кроме того, к социально-бытовым проблемам, таким как низкий уровень оплаты труда, строительство жилья для должностных лиц и членов их семей, а значит, школ, детских садов, больниц и т.д., придется прибавить и отсутствие объектов транспортной инфраструктуры, и необходимый уровень информационных технологий…
Но, как говорится, лиха беда, а начинать реализацию концепции необходимо.