Правительство России решило не спешить и провести приватизацию ОАО «Архангельский траловый флот» в 2013 году. Ранее в ходе обсуждения вопросов отчуждения принадлежащего государству 100% пакета акций, были озвучены два сценария — проведение аукциона в 2012 году и переносприватизации на 2013 год, — в том случае если Минэкономразвития, ФАС и другие заинтересованные ведомства не смогут договориться.
Видимо не договорились. Основной вопрос, который на этой неделе обсуждался на всех публичных площадках – это проведение «конкурса с условиями». А ключевым условием стало взятие новым собственников долгов и социальных обязательств Архангельского тралового флота.
Никто из компаний, которые ранее озвучили свои притязания на актив, — СЗРК, Вирма, Группа ФОР – не соглашался с обременениями, которые планировало возложить на их плечи государство. Предприятие, стоимость которого по версии Центра оценки «Аверс» приближалась к 1,2 миллиарда рублей, — имеет долги на сумму, превышающую 1 миллиард.
Вопрос – за что платить деньги, включая 100% предоплату, на которой настаивало Росимущество? Да, есть квоты, которые добавляют привлекательности АТФ в глазах инвесторов. Но эти квоты еще необходимо освоить. А для этого как минимум отправить на капремонт половину из 20 принадлежащих флоту судов. Выходит, как с покупкой старого «жигуля» — столько же еще вложишь, а ездить не будет.
Видимо, учитывая плохую конъюнктуру рынка и расхождения во взглядах на процедуры приватизации организаторов будущего конкурса, Правительство решило не торопиться с принятием решений. В материалах, подготовленных Минэкономразвития к совещанию в Белом доме, впервые была указана стоимость, которую государство хочет выручить от продажи 100% акций ОАО «Архангельский траловый флот» — 1,9 млрд. рублей. Понятно, что в нынешних условиях (снижение инвестиционной активности, турбулентность на финансовых рынках, инфляционные ожидания, а главное – зима, когда флот может банально не выйти в море) – такая цена могла просто оттолкнуть потенциальных участников.
В законопроекте о бюджете на 2013 год предусмотрено поступление от приватизации в сумме 427,7 миллиарда рублей, сообщил глава Минэкономразвития Андрей Белоусов. Конечно, доход от продажи «Архангельского тралового флота» — капля в море. Но вопрос в другом – откуда у чиновников уверенность, что следующий год будет более благоприятным, чем этот, високосный 2012?
По оценкам экспертов, следующий год будет значительно хуже с точки зрения экономики, сообщают РИА Новости. Ситуация в мировой экономике останется напряженной, а поведение инвесторов станет еще более осторожным.
«Экономика России тормозит, и явно, если это будет не кризис, то будет рецессия. В такой период никто особо не хочет особо расставаться с деньгами, покупать. У нас в кризисный 2009 год все, что мы выручили от приватизации, — 2 миллиарда рублей. Чувство реальности потеряно», — прокомментировал планы правительства по продаже госактивов в 2013 году директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.
Немного более оптимистичен главный экономист HSBC по России и странам СНГ Александр Морозов, который считает вполне возможной реализацию планов Правительства. «Все будет зависеть от ситуации в мировой экономики, от мировых финансовых рынков. Если сохранится готовность инвесторов покупать рискованные активы, вполне вероятно, по хорошим ценам такого рода активы можно будет реализовать российскому правительству. Но гарантий никаких нет». По словам Морозова, если ситуация будет неблагоприятная, как в первой половине текущего года, то продажа сколько-нибудь существенных госактивов за хорошую цену будет невозможна.
Большинство экспертов сошлось на том, что продать-то удастся, но цена может оказаться отнюдь не оптимальной. Попытка оттянуть процесс может привести к большому «сэйлу» – распродаже госсобственности по сниженным ценам. Ведь дыру в бюджете как-то придется латать.
Интересную оценку при этом дает советник Института современного развития Никита Масленников: «Постоянная, неуклонная приватизация госактивов — это элемент стратегии, в первую очередь перехода к новой модели экономического роста, когда главная движущая сила — частный бизнес и частные инвестиции. В этих обстоятельствах правительству было бы логично искать нетрадиционные пути приватизации своих активов. Поиск стратегических инвесторов, когда происходит передача пакета в полном объеме так называемому стратегу, то есть инвестору, который заходит всерьез и надолго. Это было бы нормальным путем минимизации риска с обеих сторон», — отметил в свою очередь Масленников.
Подводя итог приватизационному ажиотажу вокруг Архангельского тралфлота, можно отметить, что спешка хороша при ловле блох. А когда речь идет о стратегическом предприятии, к которому относится АТФ, приветствуются взвешенные, хорошо подуманные решения.
Макс ФИШМАН, редактор портала «Где рыба?»