Посвящается памяти министра морского флота СССР Тимофея Борисовича Гуженко и его заместителей по эксплуатации Анатолия Витальевича Голдобенко и Дмитрия Кирилловича Зотова (период руководства отраслью с 1970 по 1986 год)
Структура
Рационализация перевозочного процесса является одной из важнейших проблем повышенияпроизводительности труда и сокращения издержек при транспортировке прежде всего тарных (генеральных) и штучных грузов, включая лесные.
Расходы, связанные с перевозкой, погрузкой и выгрузкой грузов, складскими операциями при доставке товарной массы в смешанных и комбинированных сообщениях (это основной вид сообщений при экспортно-импортных перевозках, а также при перевозках грузов для снабжения Крайнего Севера и Дальнего Востока), в ряде случаев достигают 67-70% в структуре стоимости соответствующих видов товара в пунктах их конечной реализации.
Грузовая масса, доставляемая с помощью транспортно-технологических систем в смешанных и комбинированных сообщениях, включает в себя (в % к общему объему перевозок грузов):
наливные грузы – 54,6%;
навалочные грузы (уголь, кокс, руды, концентраты и другие навалочные, включая зерно) – 18,5%;
грузы, перевозимые в пакетированном виде (блок-пакетовозные), то есть укрупненные грузовые единицы – товары лесопромышленного комплекса, металлопродукция, оборудование, и другие тарно-штучные грузы – 22,8%;
грузы, перевозимые в контейнерах, – 3,9%;
грузы, перевозимые на паромах, – 0,2%.
Как показывает мировой и отечественный опыт, комплексные и узкоспециализированные (например, автомобилевозные) транспортно-технологические системы (ТТС) доставки наиболее трудоемких для транспорта тарных и штучных грузов в оптимальных укрупненных грузовых единицах (пакетах, блок-пакетах, флетах, спецупаковках, трейлерах, ролл-трейлерах и т.п.) в смешанных, прямых смешанных и комбинированных экспортно-импортных и транзитных сообщениях по схеме «дверь-дверь» внутри России в полной мере отвечают требованиям сохранности и срочности доставки.
Решение важнейшей проблемы реального поэтапного создания гармонизированной транспортной системы страны в период существования СССР осуществлялось путем включения в планы развития народного хозяйства страны соответствующих мероприятий и объектов. Такой подход позволял обосновать технологические требования к новому поколению техники по элементам транспортного процесса на обозримую перспективу. Тем самым закладывалась база создания прогрессивных ТТС на мировом уровне.
В отдельных случаях ТТС могут функционировать не «от двери отправителя», а от мест концентрации (баз) или портов перевалки грузов, куда они поступают от отправителей поштучно и где осуществляется формирование укрупненных грузовых единиц и дальнейшая их перевозка до получателя с помощью ТТС. Целесообразность организации этих ТТС определяется расчетом экономической эффективности с учетом сложившихся конкретных условий.
Основными слагаемыми ТТС являются следующие технические средства: подвижной состав различных видов транспорта (суда, вагоны, автомобили, тягачи, трейлеры); перегрузочные комплексы – причалы, склады, подъездные пути, погрузочно-разгрузочные механизмы, грузозахватные и пакетоформирующие приспособления, средства укрупнения (контейнеры, поддоны, ролл-трейлеры, пакетирующие стропы и т.п.), средства автоматизации и управления.
Эти технические средства должны быть в руках надлежаще обученных кадров, владеющих передовой технологией, методами организации перевозок различными видами транспорта, системами управления, коммерческо-правовыми нормативными документами, порядком выполнения таможенно-брокерских операций и др.
ТТС реализуются через транспортно-технологические линии (ТТЛ). Для рассматриваемых ТТС системообразующим компонентом является укрупненная грузовая единица.
Стадии создания и внедрения ТТС
I. На этапе создания ТТС:
— предпроектная – разработка и утверждение технического задания;
— проектная – исследования и разработка всего необходимого комплекса проектной документации по организации доставки груза по схеме от отправителя до получателя (экономических обоснований, технологических, технических, организационно-правовых, коммерческих условий и т.п.).
II. На этапе внедрения ТТС:
— комплексная программа опытно-промышленной проверки ТТС, разработка предложений по корректировке проектной документации, определение масштабов внедрения, оформление акта внедрения исследовательско-проектной разработки ТТС. На данном этапе осуществляется авторский надзор за внедрением ТТС.
Состав проекта ТТС
Сведения о грузе. Объемы и период предъявления грузов с распределением по годам и кварталам с помесячной разбивкой, схема перевозки грузов от отправителя до получателя с указанием пунктов отправления и назначения, а также пунктов передачи груза с одного вида транспорта на другой.
Транспортно-физические особенности грузов
Выбор рационального варианта укрупнения груза: укрупнение с помощью контейнеров, моно- и блок-пакетов, специальных обустройств для перевозки и перегрузки тяжеловесных, крупногабаритных агрегатов и колесной техники, а также других вариантов формирования укрупненной грузовой единицы.
Состав участников ТТС
Определяется перечень лиц (транспортных организаций и пользователей услуг транспорта), включающий грузовладельцев, перевозчиков, операторов подвижного состава, владельцев транспортной инфраструктуры, экспедиторов и др., принимающих участие в доставке грузов от отправителя до получателя.
Провозные и перегрузочно-складские мощности
Определяется перечень видов и состав транспортных средств, их эксплуатационно-технические характеристики (тип и количество судов, вагонов, автомобилей и др.).
Определяется перечень перегрузочных комплексов, их техническая оснащенность по звеньям ТТС (тип и количество подъемно-транспортных машин, складские обустройства).
Взаимоувязанный транспортно-технологический процесс (ВТТП)
ВТТП должен проектироваться, как правило, по элементам ТТС на базе прогрессивной технологии доставки грузов.
Цели ВТТП:
— обеспечение доставки груза «точно в срок»;
— рациональное использование грузовместимости и грузоподъемности занятых в ТТС всех видов транспортных средств;
— соблюдение правил использования и сроков обращения средств укрупнения;
— упрощение условий сдачи-приемки грузов между всеми звеньями ТТС;
— исключение тяжелого ручного труда в процессе выполнения погрузочно-разгрузочных и складских операций;
— обеспечение сохранной перевозки грузов.
Содержание ВТТП:
— обоснование перечня видов укрупненных грузовых единиц (УГЕ), установление их транспортно-технологических характеристик;
— технические условия размещения, крепления УГЕ на железнодорожном подвижном составе и при необходимости на автотранспорте;
— разработка типовых технологических карт выполнения погрузочно-разгрузочных и складских работ в портах, на станциях и на складах отправителей и получателей груза;
— разработка типовых грузовых планов для морских и речных судов;
— карты технологического режима перевозки.
Выполнение требований ВТТП обязательно для всех участников данной ТТС. Внесение каких-либо изменений в ВТТП производится головным ведомством в установленном порядке по предварительному согласованию с участниками ТТС.
Коммерческо-правовое обеспечение ТТС
В этой части ТТС подлежат разработке:
— порядок сдачи-приемки грузов по всем звеньям ТТС;
— сроки доставки грузов, санкции за несвоевременное предъявление грузов и сроки их доставки;
— сроки оборота средств укрупнения и других специализированных средств перевозки, санкции за несоблюдение сохранности и сроков;
— приспособления, обеспечивающие исключение доступа к грузу в УГЕ (пломбы, контрольные ленты и сетки, брезентовые тенты, бандажи и т.п.);
— содержание маркировки УГЕ;
— допускаемые варианты транспортных условий для внешнеторговых контрактов;
— состав товаросопроводительных и перевозочных документов, порядок их оформления, предъявления и визирования;
— проект договора (соглашения), регулирующего взаимоотношения сторон;
— порядок согласования тарифов на перевозки, выполнение портовых работ, сборов;
— порядок планирования, осуществления оперативного (диспетчерского) управления и контроля за ходом выполнения ВТТП.
Автоматизированные системы управления
Автоматизированные системы управления включают:
— АСУ «Терминал»;
— АСУ «Транспорт».
АСУ «Терминал» выполняет следующие основные задачи:
— учет, накопление и размещение груза на терминале;
— составление, обработка и передача грузовой документации;
— оперативное управление и организация погрузочно-разгрузочных работ.
АСУ «Транспорт» выполняет следующие основные задачи:
— слежение за прохождением грузов по всем звеньям ТТС;
— взаимоувязанное регулирование транспортного процесса;
— информационное обеспечение о выполнении договорных обязательств с портом.
Выходные документы
Проект ТТС.
План реализации проекта ТТС участниками.
Проект типового договора (проформа договора) о взаимоотношениях сторон – участниц ТТЛ или ТТС в целом.
Соглашение по срокам и стоимости между разработчиками и внедряющими ведомствами и организациями об авторском надзоре.
Основные методические указания по экономическому обоснованию ТТС
До начала проектирования ТТС, в особенности узкоспециализированной, необходимо надежно обосновать размер «критического» грузопотока, то есть найти такой объем перевозок и период, за который этот объем должен быть перевезен, чтобы за этот период окупились все капиталовложения, связанные с созданием системы по конкретным транспортно-технологическим линиям.
Экономическая эффективность, рассчитываемая по конкретным ТТЛ, определяется в разрезе участников ТТС по всей цепи доставки груза от грузоотправителя до грузополучателя. Показатели экономической эффективности по данной ТТС сравниваются с базовым (существующим) вариантом доставки груза, предлагаемым на транспортном рынке.
Концепция определения величины и массы модуля укрупненных грузовых единиц
УГЕ выполняет роль связующего звена между перевозочными средствами и другими элементами инфраструктуры отдельных видов транспорта. Ее основным параметрам должны соответствовать подвижной состав и грузоподъемные средства, занятые освоением соответствующего грузопотока. Причем данное условие следует рассматривать не только в национальном, но и в международном аспекте. Очевидно также, что в ряде случаев внедрение того или иного модуля УГЕ оказывает влияние на изменение параметров выпускаемой продукции. Типоразмерный модуль УГЕ должен являться локомотивом развития техники и технологии на транспорте.
На основании прикладных научно-исследовательских работ по обоснованию параметров модуля УГЕ (пакета) требует сопоставления при расчетах всех возможных сочетаний их размеров. При выборе оптимальных параметров исходными размерами являются их длина, ширина и высота. Остальные параметры – производные от указанных. Данные параметры зависят от многообразных факторов, связанных с процессами производства товаров, доставки грузов и реализации транспортной продукции.
Предварительно необходимо рассчитать стоимость использования того либо иного транспортного средства. Данные величины могут быть получены с помощью соответствующего расчетного коэффициента. Этот коэффициент может отражать либо непосредственно стоимость содержания (аренды) конкретных типов транспортных средств в эксплуатации, либо вероятность их применения в перспективе (на основе экспертных оценок), либо, наконец, результат сопоставления использования различных транспортных средств. С учетом изложенного рассматриваются варианты применения разных модулей на транспортных средствах, и путем сопоставительных расчетов определяются оптимальные размеры модуля.
Реализация изложенных требований ТТС на практике обеспечивает выполнение Концепции формирования единого транспортного пространства, утвержденной решением Межгоссовета ЕврАзЭС 25 января 2008 г. ( 374), а также создание гармонизированной Единой транспортной системы (ЕТС) России во взаимодействии со странами Евросоюза и Азиатско-Тихоокеанского региона.
В данное время в качестве нормативного документа действует РД 31.19.33-87 «Транспортно-технологические системы морских перевозок на базе доставки укрупненных грузовых единиц «от двери до двери». Основные положения», регулирующий перевозочный процесс в пределах одного вида транспорта.
Как известно, институт «Союзморниипроект» является основоположником разработки и внедрения транспортно-технологических систем доставки укрупненных грузовых единиц (УГЕ) во внутреннем и международном сообщениях по схеме «дверь-дверь» с применением контейнеровозных, блок-пакетовозных, паромных, контрейлерных и других???. При этом решается весь комплекс вопросов, касающихся данных ТТС: технических, технологических, организационно-информационных, коммерческо-правовых, таможенных и др.
С целью гармонизации ЕТС России во взаимодействии с государствами Таможенного союза, СНГ, ЕС и АТР планом работы Росстандарта институту поручается с учетом изменившихся социально-экономических условий на базе РД 31.10.33-87 разработать межгосударственный стандарт «Транспортно-технологические системы перевозок на базе доставки укрупненных грузовых единиц «от двери до двери». Основные положения», который должен охватывать все виды доставки УГЕ во внутренних и международных сообщениях.
Введение данного нормативного документа позволит обеспечить:
— развитие на единых принципах правовых основ транспортной деятельности;
— развитие на единых принципах государственного регулирования всех видов транспорта;
— сбалансированное распределение бюджетных ресурсов между различными видами транспорта;
— координацию развития инфраструктуры различных видов транспорта;
— координацию обеспечения, в части транспорта, безопасности и обороноспособности страны;
— согласование интересов и объединение усилий различных уровней исполнительной власти в развитии транспортной системы и «стыковку» транспортных систем отдельных регионов;
— формирование на транспорте единого информационного пространства;
— регулирование межвидовой конкуренции;
— согласование интересов и объединение усилий государства и бизнеса в развитии транспортной системы.
Данный ГОСТ должен быть базовым нормативным документом гармоничного развития ЕТС России в увязке со странами Таможенного союза, государствами СНГ, ЕС и АТР.
В последующих статьях будут освещены результаты работы морского транспорта СССР (до его развала) в условиях реализации РД 31.19.33-87. Большой вклад в развитие прогрессивных транспортно-технологических систем в экспортно-импортных сообщениях внесли Тимофей Борисович Гуженко, Анатолий Витальевич Голдобенко и Дмитрий Кириллович Зотов.
Энгельс ГАГАРСКИЙ, д.т.н., профессор, начальник отдела прогрессивных транспортно-технологических систем института «Союзморниипроект»