Правительство РФ распоряжением от 8 декабря утвердило Стратегию развития морской деятельности России до 2030 г.

Стратегия направлена на обеспечение интересов России в Мировом океане, предусмотренных в Морской доктрине РФ на период до 2020 г., повышение эффективности основных видов морскойдеятельности, поддержание сбалансированности специализированного флота, а также на развитие морской деятельности в целом.

Критерии эффективности

Стратегия сформирована с учетом определенных Морской доктриной критериев эффективности национальной морской политики:

степени реализации краткосрочных и долгосрочных задач национальной морской политики;

степени реализации торговым, рыбопромысловым, научно-исследовательским флотом и другим специализированным флотом суверенных прав Российской Федерации в ее исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе;

свобод открытого моря в районах Мирового океана;

способности военной составляющей морского потенциала России во взаимодействии с видами Вооруженных сил РФ, другими войсками и воинскими формированиями обеспечить защиту интересов и безопасность Российской Федерации.

Определено, что для реализации Стратегии необходимо сконцентрировать внимание, организационные усилия и средства органов государственной власти, органов местного самоуправления, деловых кругов, научного сообщества и общественных организаций на главных проблемах развития морской деятельности. Поэтапное разрешение этих проблем должно способствовать повышению уровня национальной безопасности государства, позитивным изменениям социально-экономической ситуации в стране, сохранению российских морских традиций и морского наследия, а также возрастанию эффективности функционирования Вооруженных сил РФ, системы государственной безопасности, транспортной системы, продовольственного, топливно-энергетического и сырьевого комплексов с учетом их влияния друг на друга и на морскую среду.

Исходя из основных проблем развития морской деятельности и рисков применительно к функциональным и региональным направлениям национальной морской политики, в документе определены стратегические цели, задачи и целевые показатели развития морской деятельности РФ, которые представляют собой краткое описание конечных результатов, отражающих степень реализации федеральными органами исполнительной власти стратегических задач.

Читайте также  Экипаж «49er» проведет тренировочный сбор на Пальме-де-Майорка

Основные проблемы развития

В Стратегии выделяются следующие основные проблемы и риски:

1. Недостаточное участие морских судов, зарегистрированных под Государственным флагом РФ, в обслуживании российской грузовой базы, что снижает эффективность транспортной системы страны в целом и ставит РФ в зависимость от иностранных государств, обладающих конкурентоспособным морским транспортом.

2. Малая доля судов, плавающих под Государственным флагом РФ, в мировом торговом флоте, слабое участие российского торгового флота в глобальных международных перевозках (между портами иностранных государств).

3. Значительное отставание от принятых норм уровня удовлетворения физиологических потребностей жителей РФ в протеине морского происхождения, отрицательно влияющее на качество и продолжительность жизни населения.

4. Высокий уровень экономических потерь от незаконной эксплуатации и реализации в иностранных портах водных биологических ресурсов, находящихся под юрисдикцией РФ.

5. Тенденция к истощению месторождений углеводородов на территории РФ, определяющая необходимость включения в хозяйственный оборот запасов континентального шельфа РФ.

6. Дефицит энергомощностей, недостаточность научно-технической базы разработки новых методов и средств для поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, сдерживающие освоение месторождений полезных ископаемых и развитие береговой инфраструктуры, включая морские и речные порты.

7. Длительная стагнация производства, повлекшая за собой потерю большинства секторов внутреннего и внешнего рынков российского судостроения.

8. Недостаточный уровень военной защищенности национальных интересов, связанных с реализацией суверенитета, суверенных и иных прав РФ в Мировом океане, а также безопасности морехозяйственной и других видов деятельности, военной безопасности страны с океанских и морских направлений.

9. Отставание развития транспортной инфраструктуры от темпов включения в хозяйственный оборот запасов углеводородов континентального шельфа РФ, недостаточное навигационно-гидрографическое обеспечение морской деятельности, в особенности в арктических районах и районах, отдаленных от морских портов.

Читайте также  Гидрогенератор для парусной лодки — Электрооборудование малых судов — Кают-Компания «Катера и Яхты»

10. Сокращение комплексных экспедиционных научных исследований в ключевых районах Мирового океана, необходимых для воспроизводства ресурсной базы, предупреждения и уменьшения опасных последствий стихийных бедствий, а также постоянного мониторинга природных, антропогенных и техногенных явлений глобального и регионального масштабов.

11. Увеличение интенсивности судоходства, активизация разведки и добычи нефти на континентальном шельфе РФ, строительство нефтяных терминалов и увеличение перевозок нефти морем, требующие усиления мер по обеспечению безопасности мореплавания и защите морской среды от загрязнения с судов, в том числе в сотрудничестве с сопредельными государствами и международными организациями, действующими в этой области.

12. Недостаточный уровень развития информационного обеспечения морской деятельности на основе систем, комплексов и средств различного подчинения, их интеграции и рационального использования.

13. Возрастающее антропогенное загрязнение морских акваторий, находящихся под юрисдикцией РФ, и не отвечающее современным требованиям оснащение контролирующих органов техническими средствами морского экологического контроля и надзора.

14. Необходимость дополнения существующего преимущественно отраслевого подхода к планированию развития морской деятельности комплексным подходом.

Этапы и программы

В Стратегии определены прогнозные значения целевых показателей I этапа (2010-2012 годы) и II этапа (2013-2020 годы) развития морской деятельности РФ. А также наиболее перспективные пути развития основных видов морской деятельности РФ на дальнейшую перспективу для III этапа (2020-2030 годы).

Достижение стратегических целей будет обеспечиваться федеральными органами исполнительной власти. При этом федеральные органы исполнительной власти будут исходить из целевых ориентиров, предусмотренных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также руководствоваться федеральными целевыми и другими программами, стратегиями развития, концепциями, проектами и планами, реализуемыми в сферах их ведения и деятельности.

Реализация Стратегии будет осуществляться в рамках государственных программ, включающих в себя федеральные целевые программы и подпрограммы, содержащие в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти.

Читайте также  Кадры и труд

Основную часть проектов, связанных с развитием морской деятельности, предполагается осуществлять посредством реализации таких федеральных целевых программ, как:

«Мировой океан»

«Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» (подпрограммы «Морской транспорт» и «Развитие экспорта транспортных услуг»)

«Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы»

«Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2014 годах»

«Создание системы базирования Черноморского флота на территории РФ в 2005-2020 годах»

«Государственная граница РФ (2003-2011 годы)», а также других федеральных целевых программ, имеющих отношение к морской деятельности

При реализации Стратегии предполагается последовательное выполнение проектов, осуществляемых на функциональных и региональных направлениях морской политики, их согласование с целевыми показателями, предусмотренными Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года и Основными направлениями деятельности Правительства РФ на период до 2012 года, другими документами, определяющими перспективы социально-экономического развития страны, а также координация действий органов государственной власти, участвующих в реализации Стратегии.

Из Стратегии развития морской деятельности России до 2030 г.