XXVI ежегодная конференция Ассоциации морских торговых портов (АСОП), прошедшая 22 марта в Санкт-Петербурге, подвела итоги работы за 2012 год, в том числе совместно с Минтрансом России по формированиюнормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность операторов морских терминалов, обсудила актуальные для портового сообщества проблемы, обозначала приоритетные направления на 2013 год.
В работе конференции приняли участие: от Минтранса – директор департамента правового обеспечения и законопроектной деятельности А.Дружинин, от Росморречфлота – заместитель руководителя А.Пошивай, от Росграницы – руководитель Северо-Западного территориального управления М.Смолкин, представители других федеральных служб и ведомств, руководители компаний – членов АСОП, отраслевых союзов и ассоциаций.
Вероника ЗОТОВА, Санкт-Петербург
Основные итоги деятельности АСОП за год, прошедший с момента проведения предыдущей конференции в марте 2012 года, подвел в своем выступлении исполнительный директор АСОП Серик Жусупов.
Говоря о практических шагах по совершенствованию законодательства в морской отрасли, проделанных во взаимодействии с государственными органами исполнительной и законодательной власти, С.Жусупов отметил, что Ассоциация приняла участие в обсуждении двух основополагающих документов, касающихся развития морских портов – «Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года» и «Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года».
АНАЛИЗ СТРАТЕГИЙ
Обе Стратегии предусматривают увеличение к 2030 году суммарных портовых мощностей от 1,4 млрд тонн до 1,7 млрд тонн в год, что соответствует росту грузооборота морских портов России от 1 млрд до 1,3 млрд тонн в год с учетом запаса мощности в 15% (в 2012 году грузооборот морских портов России составил 567 млн тонн). После анализа документов разработчику был направлен ряд предложений, основанных на мнении стивидорных компаний – членов АСОП.
По мнению Ассоциации, прогнозные объемы перевалки грузов в морских портах, предусмотренные «Стратегией развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года», определены с учетом всех факторов долгосрочного сценария социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года. Вместе с тем, для координации развития портовой инфраструктуры с инфраструктурой смежных видов транспорта и государственных контролирующих органов в морских пунктах пропуска, необходимо взять за базу конкретный вариант сценария.
«Это необходимое условие для «стыковки» темпов роста и развития портовой отрасли с развитием сопутствующей территориальной инфраструктуры – железнодорожными и автомобильными подходными путями и инвестициями по другим различным отраслям и субъектам, включая соответствующие федеральные органы власти», – отметил исполнительный директор АСОП.
Кроме того, при доработке Стратегии было предложено внести ряд качественных параметров функционирования портовой отрасли, в том числе уровень использования установленной мощности морского терминала (или показатель эффективности комплексных инвестиций в развитие объектов портовой инфраструктуры), определяемый делением фактического объема перевалки груза на установленную мощность морского терминала согласно паспортным данным; в качестве комплексных показателей, характеризующих скорость обслуживания судов и других транспортных средств, установить минимальные валовые нормы по различной номенклатуре грузов и видам транспорта, приняв во внимание зарубежный опыт.
Также разработчику были направлены предложения стивидорных компаний по уточнению разделов Стратегии, касающихся объемов перевалки отдельных видов грузов и проектируемых перегрузочных комплексов.
ОТМЕНА ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Помимо работы над стратегическими документами, к наиболее значимым итогам года АСОП были отнесены позитивные изменения, произошедшие в вопросе, в течение нескольких лет постоянно находившемся в поле зрения Ассоциации – тарифном регулировании услуг по перевалке и хранению грузов в морских портах.
Результатом действий АСОП стало поручение Правительства РФ Федеральной антимонопольной службе (ФАС) в установленном порядке приступить к отмене государственного регулирования цен (тарифов, сборов) в отношении субъектов естественных монополий в морских портах, за исключением ряда северных портов, а также решение о подготовке проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций…», который должен решить еще один важный для стивидоров вопрос – исключения операторов морских терминалов из Реестра субъектов естественных монополий на транспорте.
Как отметил С.Жусупов, на момент проведения конференции АСОП ФСТ России уже были подготовлены приказы об отмене государственного регулирования тарифов субъектов естественных монополий в морских портах Архангельск, Таганрог, Темрюк, Новороссийск, Калининград.
Впрочем, отмена тарифного регулирования не означает полного прекращения контроля государства за ценовой политикой операторов морских терминалов: ФСТ будет осуществлять контроль в форме мониторинга цен на услуги перевалки и хранения грузов в морских портах, но форму отчетности, по сравнению с экспериментом в Санкт-Петербургском морском порту, планируется существенно упростить. К тому же требования законодательства о естественных монополиях и антимонопольного законодательства пока сохраняются.
ЗА ПУНКТЫ ПРОПУСКА – ИЛИ ДЕНЬГИ, ИЛИ ЛЬГОТЫ
Вместе с тем, позитивные изменения, произошедшие в нормативно-правовом регулировании деятельности в морских портах, не затронули проблем, связанных с организацией работы пунктов пропуска через государственную границу РФ.
Так, на текущий момент в большинстве морских портов не открыты в установленном порядке пункты пропуска, их работа осуществляется по согласованным с государственными контролирующими органами временным схемам, что исключает возможность бюджетного финансирования содержания и развития пунктов пропуска. При этом ежегодно вводятся все новые, более высокие требования к внедрению современных электронных технологий осуществления государственных функций в пунктах пропуска. Таким образом, зачастую все расходы по обустройству и содержанию государственных контролирующих органов в пунктах пропуска вынуждены нести операторы морских терминалов.
Камнем преткновения в этой ситуации является Закон о государственной границе, предусматривающий единственный вариант передачи недвижимого имущества пунктов пропуска от частного инвестора – безвозмездная передача. По мнению Ассоциации, для обеспечения инвестиционной привлекательности строительства, реконструкции и оборудования пунктов пропуска в морских портах в законодательство необходимо внести изменения, предусматривающие или иные способы передачи имущества, или предоставление инвесторам налоговых льгот.
Правовая неурегулированность в таком стратегически важном для государства и портового сообщества вопросе делает его одним из приоритетных направлений деятельности Ассоциации. С.Жусупов привел некоторые подробности деятельности АСОП в данной сфере.
– В соответствии с решением, принятым 20 июля 2012 года на совещании у заместителя председателя Правительства РФ Дворковича, Ассоциацией были подготовлены и направлены в Минтранс, Минфин, Минэкономразвития и Росграницу предложения о внесении изменений в Налоговый Кодекс РФ, предусматривающие освобождение частных инвесторов от налога на прибыль при безвозмездной передаче в собственность РФ построенных (реконструированных) ими объектов пунктов пропуска. К сожалению, Минфин и Минэкономики не поддержали наши предложения.
Накануне конференции мы повторно обратились в министерства с просьбой дополнительно рассмотреть направлявшиеся ранее предложения Ассоциации, поддержать их и при необходимости провести совместное с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обсуждение. Надеемся, что наши предложения все же найдут отражение в соответствующих ведомственных решениях.
ПАКЕТ ПОПРАВОК В ЗАКОН О МОРСКИХ ПОРТАХ
Плодотворной была деятельность АСОП по формированию пакета поправок в Закон о морских портах: в 2012 году Минтранс России завершил работу над проектом Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О морских портах в РФ…», содержащий консолидированную позицию Минтранса и Ассоциации.
Одно из важнейших направлений работы над поправками в этот закон – соблюдение интересов операторов морских терминалов при реализации требований законодательства в области транспортной безопасности. Так, Ассоциация длительное время заявляла о необходимости совмещения требований Международного кодекса по охране судов и портовых средств и Закона о транспортной безопасности в части объектов инфраструктуры морского порта, принадлежащих операторам морских терминалов.
В настоящее время, операторы морских терминалов обязаны разрабатывать и планы охраны портовых средств в соответствии с Международным кодексом ОСПС, и планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры согласно Закону о транспортной безопасности. Поправки в проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 15 Федерального закона «О морских портах в РФ…», подготовленные Минтрансом России ко второму чтению позволят приблизиться к решению этой проблемы.
Своего решения требует и задача, обусловленная подготовленным Минтрансом проектом Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросам обеспечения транспортной безопасности». Законопроект обязывает управляющие организации акционерного общества иметь такие же сертификаты, лицензии и свидетельства об аккредитации, как и операторы морского терминала. В этой связи, по словам С.Жусупова, Ассоциации необходимо убедить Минтранс и другие федеральные органы исполнительной власти в том, что предлагаемая редакция не соответствует действующему законодательству и приведет к противоречиям в правоприменительной практике. Письмо, содержащее аргументированную позицию Ассоциации, было направлено разработчикам.
Особо исполнительный директор АСОП отметил достигнутую предварительную договоренность с представителями ОАО «РЖД» о гармонизации статьи 27 Закона о морских портах с нормами Устава железнодорожного транспорта. Речь идет о появлении в тексте Устава понятия «оператор морского терминала», с которым заключается договор, учитывающий особенности взаимодействия с перевозчиком железнодорожного транспорта. Законопроектом предусматривается разработка Минтрансом типовой формы такого договора. Разработанный специалистами АСОП примерный проект типовой формы договора направлен в Минтранс.
Как подчеркнул С.Жусупов, в 2012 году эффективной была и работа Межведомственной рабочей группы Минтранса и ФТС России с участием представителей АСОП по вопросам взаимодействия при осуществлении государственного контроля международных морских и речных перевозок. Об этом можно судить по следующему факту. ФТС России подготовлен новый приказ, заменяющий приказ 715 «Об утверждении Порядка предоставления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения…». В новом приказе учтены все замечания и предложения АСОП, за исключением одного, касающегося возможности предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов при помещении товаров на временное хранение.
ОЦЕНКИ И ПРИОРИТЕТЫ
В целом деятельность Ассоциации по решению важнейших для морской отрасли задач исполнительный директор АСОП С.Жусупов оценил так: «Прошедший год был для Ассоциации сложным, но эффективным, поскольку благодаря взаимодействию с Минтрансом, ФСТ, ФТС, Росграницей и другими федеральными органами исполнительной власти удалось сдвинуть с мертвой точки решение ряда сложнейших вопросов, определяющих работу и дальнейшее развитие портовой отрасли».
Приоритетными задачами, на решении которых АСОП сконцентрирует усилия в 2013 году, были названы:
— исключение операторов морских терминалов из Реестра субъектов естественных монополий;
— внедрение электронных технологий в процесс взаимодействия оператора морского терминала и таможенных органов;
— внесение в законодательство изменений, предусматривающих освобождение частных инвесторов от налога на прибыль в случае передачи помещений и сооружений пунктов пропуска, построенных за счет их средств;
— решение вопроса о распространении льготы по налогу на имущество на объекты портовой инфраструктуры, введенные в эксплуатацию до 2010 года, по аналогии со льготой на имущество, принятое в эксплуатацию после 1 января 2010 года;
— внесение поправок в законодательство о транспортной безопасности;
— расширение перечня портового оборудования, не производимого в России, на которое распространяется освобождение от ввозных пошлин и налогов.
По сложившейся традиции XXVI конференция АСОП завершилась награждением победителей ежегодного конкурса «Лучшая стивидорная компания Ассоциации морских торговых портов». По итогам 2012 года победителями стали: ОАО «Туапсинский морской торговый порт», ОАО «Корсаковский морской торговый порт», ЗАО «Петербургский нефтяной терминал» и ОАО «Пассажирский порт Санкт-Петербурга «Морской фасад».
Морские порты 2 (2013)